Основатель и генеральный директор крупнейшего российского издательства "ЭКСМО" Олег Новиков рассказал "Деловому Петербургу" о правильном мостике между автором и читателем.
"ДП": На мировом книжном рынке то и дело появляются большие
имена: Дэн Браун, Дж. Роулинг, Стиг Ларссон. Почему среди этих имен нет
российских писателей?
Олег Новиков: Раньше считалось, что на Западе маркетинг
эффективнее, что они умеют делать имена, но сейчас стало ясно: проблема не в
этом. Тот же Ларссон, которого мы издали, продается у нас не потому, что он у
них популярен. Это никак не связано. Конечно, определенная работа в издательстве
делается, но она делается и по другим авторам. Тут реально хорошая проза,
интересный сюжет.
Хорошая литература находит путь к сердцам читателя. Дело тут
не в издателях, что они не так или не то издают, а в том, что просто не хватает
интересного чтения, хороших писателей, имен. Поверьте, у нас в издательстве
выходят тысячи наименований книг. Порой нас обвиняют в том, что издаем
сионистскую литературу, антисемитскую, антисоветскую или, наоборот,
профашистскую. И такие письма из прокуратуры приходят.
Читайте также:
Футболисты научат читать книги
Никаких идеологических ограничений, поверьте, нет на
сегодняшний день, и нам никто не звонит из администрации, не спрашивает: почему
вы этого издаете, а того - нет? А вопрос в том, как сделать книгу, которая бы
нравилась читателю, чтобы ее хотелось читать.
Один журналист написал в глянцевом журнале, что Стигу
Ларссону-де сильно повезло: он умер, когда начала издаваться его книга, и это
сделало его популярным. Не согласен. Мы же не можем убивать всех писателей,
чтобы делать их книги популярными! Я думаю, его успех связан не с пиар-ходами, о
которых часто пишут журналисты и к которым нас активно призывают авторы.
Они говорят: будете меня пиарить, будете рекламировать -
тогда я буду вам продвигать книги. Мы объясняем, что можем что-то сделать, но
контент первичен, нужно качество чтения, книги. Издательство может помочь,
редактор может помочь, но он не может вложить идею, мысль, текст. Увы, мало
авторов, которые умеют писать.
"ДП": Но если бы к вам пришел будущий Стиг Ларссон, с ним не
стали бы разговаривать. Его бы спросили: а кто вы такой?
Олег Новиков: Подождите - у нас в год выходит сто новых
писателей! Абсолютно неизвестных, с нуля! Рукописей приходит порядка тысячи, и
действительно многое - полная галиматья. Но сто новых авторов не могут стать
популярными!
Конечно, многое зависит от профессионализма редактора: этого
он увидел, этого не увидел, этого понял, этого не понял. Но не было ни одного
автора, которого мы бы упустили, а завтра он стал популярным. Было много
авторов, подававших надежды, на которых мы рассчитывали, но которые этих надежд
все же не оправдали.
"ДП": Насколько издательское дело в России - часть
глобального процесса?
Олег Новиков: Во всем мире книжные рынки национальны, потому
что язык имеет важное значение. Есть крупные компании: англо-американские,
немецкие, французские, есть конгломераты: Random House, Hachette, но российский
рынок целиком национален. У нас есть особенность: во всем мире бестселлер №1 -
это, как правило, англоязычный автор, а у нас - наши авторы. Такое положение
удалось сохранить в том числе и благодаря нашим усилиям, мы нашли новых авторов.
Ведь в начале 1990-х старые авторы перестали писать и все заполонила западная
литература.
"ДП": А завоюют ли когда-нибудь наши, ваши авторы
международный рынок?
Олег Новиков: Пока это маловероятно, к сожалению. Мы продаем
какие-то права в Восточную Европу, Италию, Испанию, но пока никто из наших
авторов особо популярным там не стал. Это ведь зависит не столько от нас,
сколько от их издательств, читателей.
"ДП": Оказывается, у нас издается, судя по названиям,
гораздо больше книг, чем в советское время.
Олег Новиков: Раньше выходила идеологическая литература,
специализированная, нормативная. Сейчас выходит в 4-5 раз больше названий книг
художественной литературы. Но стало ли от этого больше хороших авторов?
Вопрос.
Я как издатель свою миссию вижу в том, чтобы обеспечить
надежный, правильный мостик между автором и читателем. Донести до читателя
информацию об авторе. Но научить писателя писать я не готов, мы этого не
умеем.
"ДП": Вы, издатель, пришли к выводу о том, что необходимо
иметь собственную книжную сеть. Как вы сочетаете эти две области бизнеса?
Олег Новиков: Вы же были в магазинах сети "Буквоед"? Разве
их можно назвать магазинами издательства "ЭКСМО"? Я как акционер издательства
"ЭКСМО" инвестировал деньги, заработанные в издательском бизнесе, в книжную
розницу, потому что считаю эту инвестицию финансово привлекательной.
Да, в стране не хватает книжных магазинов, тем более
хороших. Этот бизнес хочется развивать как отдельный, независимый.
Там кроме меня есть другие, миноритарные, акционеры, которые
в том числе этим бизнесом управляют. Их работа основывается не на интересах
издательства "ЭКСМО", а на интересах книготоргового бизнеса. Поэтому есть
финансовые результаты, есть рентабельность, есть возможность эффективно
инвестировать средства.
Эти инвестиции обеспечивают 6%-ную прибыльность розницы, но
это все равно прибыль и возможность развития. Это и в интересах "ЭКСМО", и в
интересах других издательств, и в интересах читателя. Мы для себя уяснили
простую парадигму: для лидеров книжного рынка полезно все, что развивает
рынок.
Существуют компании, которые не развивают книжный рынок, а
только мешают ему. Они терпят убытки, которые ложатся на операторов книжного
рынка, отчасти и на авторов - на всю цепочку.
Операторы, не имея информации, верят этим компаниям на
слово, но верить там не во что, есть цифры. Бизнес - это цифры, и они не
показывают просвета, а показывают неминуемый крах. Но тогда чем быстрее это
произойдет, тем быстрее освободится место, и на место неэффективных
собственников придут эффективные.
"ДП": Когда наши писатели начнут получать столько же,
сколько Дж. Роулинг?
Олег Новиков: Наши авторы реально получают 15-20% от продаж.
Конечно, это не такие деньги, как на Западе, но у нас и книги стоят дешевле, чем
на Западе. Цена зависит, к сожалению, от покупательной способности российского
читателя. Но Роулинг на Западе - исключительный пример, там тоже много авторов,
которые зарабатывают немного.
Я писателям говорю честно: если вы пишете, чтобы много
заработать, лучше бросьте. Писательство - это тяжелая ноша, в других областях
можно заработать больше. У нас есть писатель Вадим Панов, он был достаточно
успешным предпринимателем и стал писать потому, что ему очень захотелось, а не
ради того, чтобы заработать много денег. Теперь он неплохо зарабатывает
литературным трудом. Есть два-три десятка писателей, доходы которых больше $1
млн в год. Это уже неплохо, тем более по сравнению с остальными жителями нашей
страны.
"ДП": Чем объяснить такие небольшие средние тиражи книг по
сравнению с советскими временами?
Олег Новиков: Во-первых, количество названий резко выросло,
и читателю сейчас труднее сделать выбор. Неподготовленный читатель заходит в
книжный магазин, и ему непонятно, что выбирать.
Магазины объективно стали лучше, но от этого книг больше
покупать не стали. Покупательная способность сильно не выросла, а количество
названий резко возросло, поэтому тиражи объективно упали. С другой стороны,
взять обеспеченность книжными магазинами.
У нас на 80 тыс. жителей приходится один книжный магазин. На
Западе эта цифра на порядок меньше: на 5-7 тыс. жителей - один магазин. Даже в
Москве, считающейся обеспеченной книжными магазинами, их в 5 раз меньше, чем в
Париже. А в регионах их остро не хватает, и не получается товаропроводящей
цепочки.
В год в стране выходит 100 тыс. наименований книг, а в
провинциальные магазины попадает в лучшем случае 20-30 тыс. С точки зрения
маркетинга мы не отстаем от Европы, мы ее даже обгоняем. К нам приезжают
издатели из Франции, смотрят на наши технологии и говорят: у вас маркетинг даже
лучше, чем у нас. А тиражи меньше! Конечно, есть и наша ответственность за это,
и надо с этим работать.
"ДП": Что нужно сделать, чтобы создать хорошую нишевую
издательскую модель, как это происходит на Западе? Драйв?
Олег Новиков: Драйв нужен всегда. Но еще нужен
профессионализм, нужны годы навыков работы с затратами, себестоимостью. Ведь за
счет чего западные издательства умудряются продавать книги относительно дешево?
Они понимают, где можно себестоимость прижать, знают, как работать с авторами, с
каналами продаж, чтобы весь тираж продать и не было остатков.
"ДП": Как на книжном рынке сказался кризис 2008-2009
годов?
Олег Новиков: Рынок в целом в натуральном выражении упал
процентов на двадцать, в денежном выражении - процентов на десять. В 2009 году
издательство "ЭКСМО" увеличило объемы продаж на 4%, в этом году планируем
поднять на 10-12%. Тут чудес нет, мы стали еще тщательнее работать с авторами,
оптимизировали часть затрат, но при этом не снижали затраты на продвижение и
рекламу.
"ДП": Со стороны создается впечатление, что вы увеличили эти
расходы.
Олег Новиков: Просто рекламные носители стали дешевле.
"ДП": Как вы пришли в издательский бизнес?
Олег Новиков: Отчасти случайно. Учился в Московском
авиационном институте, после армии, на втором курсе, начал заниматься книжной
логистикой, работал экспедитором компании, которая дистрибутировала книги. Мы с
партнером создали свою компанию, которая покупала книги сначала государственных
издательств: в 1993 году частных издательств не было. Отправляли книги в
регионы, где был книжный голод, денежные средства оборачивались быстро, прибыль
можно было тут же инвестировать в новые проекты.
Мы начали инвестировать в совместные проекты с издательством
"Современник", с издательством Детского фонда, потом занимались своими
проектами. Государственные издательства рушились, частные развивались. Работали
шаг за шагом, и в 1996 году "ЭКСМО" уже входило в десятку крупнейших
издательств.
Потом стали менять бизнес-модель, а в 2002 году - и
структуру управления бизнесом, стали создавать дивизионы, передавать управление
менеджерам, отвечая за стратегические вопросы, но не вмешиваясь в процесс
создания книг. Бизнес развивался, развивались и мы.
"ДП": Какие были главные вызовы, которые пришлось
преодолеть?
Олег Новиков: Вызовы меняются, электронные книги - новый
вызов. Консервативная книжная отрасль оказалась наверху технологического
прогресса, сейчас она лидер по технологиям будущего.
"ДП": Сейчас даже пенсионеры читают электронные книги через
букридеры. Что новые технологии принесут в издательский бизнес через 5 лет,
через 50? Не пропадет ли он вообще?
Олег Новиков: Вопрос в том, что пропадет - чтение или
бумажная книга? Это не одно и то же. Если завтра будут господствовать
электронные книги, вопрос для меня как издателя: а что от этого выиграет
читатель? Зачем это нужно читателю? Я как издатель должен читателю помочь и на
этом научиться зарабатывать деньги, построить бизнес-модель. Я, издатель
бумажных книг, в данной ситуации выступаю за чтение.
Для электронных книг есть одна угроза - пиратство. Это
угроза и для издателей, и для авторов. Если за интеллектуальную собственность не
будут платить, то многие авторы не смогут себе позволить писать. Если пиратство
будет искореняться, электронные книги смогут занять 20% рынка через 3-5 лет. Но
с точки зрения чтения - если будут электронные носители, мы обеспечим к ним
доступ. Доступность книги тогда повысится.
Издатели долгое время жаловались: нет книжных магазинов,
никто не хочет заниматься дистрибуцией замечательных авторов, книги которых
залеживаются на складе. Сейчас лучшие компании: Amazon, Apple, Sony - хотят
дистрибутировать книги, создают для этого устройства.
Нам нужно к этому быть готовыми, надо радоваться, это скорее
возможность, чем угроза. Угроза того, что издатель не найдет свою бизнес-модель,
не сумеет адаптироваться, того, что нас вытеснит тот же Apple, который начнет
работать напрямую с авторами. Но это вопрос нашей эффективности как
издателей.
Мы должны работать не для себя, а для читателя. Скачивание
книг позволяет не ходить в книжный магазин. Но в книжном магазине ты можешь
купить книгу, которая дает и тактильные ощущения. От этого люди не откажутся,
но, конечно, будут читать и с ридера.
"ДП": Как вы готовитесь к новой ситуации?
Олег Новиков: У нас есть отдел электронной коммерции, мы
заключаем с авторами договоры на права издания электронных книг, мы
инвестировали в компанию "Литрес", которая является безусловным лидером рынка
электронных книг, с тем чтобы помочь ей развиваться.
Мы передаем им права, потому что передавать права неизвестно
кому страшно. Я не говорю, что мы понимаем и умеем, мы не зарабатываем на этом,
мы учимся. Но я как издатель электронных книг не боюсь, потому что это
возможность издавать больше книг для читателя, а я работаю ради него.
Справка: издательство "ЭКСМО" - лидер российского рынка по
количеству наименований книг и общему тиражу (данные Российской книжной палаты,
2008 год). Доля "ЭКСМО" на книжном рынке составляет 18% (РКП, 2009 год). Также в
числе крупнейших российских издательств - "АСТ", "Азбука", "Амфора" и
др.