Говорить о полном восстановлении авиасообщения, нарушенного исландским вулканом, Европе пока рано. Весь континент, а с ним и Петербург, привыкает жить по-новому: больше использовать Skype и с опозданием получать цветы.
Начало недели дало надежду на скорое возобновление полетов
над Европой. Ряд стран открыли свое воздушное пространство, а авиакомпании
выполнили несколько десятков долгожданных рейсов.
Однако спустя несколько дней стало ясно, что извержение
вулкана в Исландии продолжается, а с ним и транспортный коллапс, охвативший
полмира. В Петербурге он так или иначе скажется на каждом из горожан.
Больше всего выиграли от извержения вулканов
телекоммуникационные компании. Из–за вынужденного пребывания в Европе туристы
увеличили расходы на связь, и доходы сотовых компаний от услуг роуминга серьезно
выросли.
Европейский бизнес заново открыл для себя услуги
видеоконференций. О скачке спроса заявляют в Skype. А американский производитель
оборудования Cisco Systems в понедельник объявил о покупке норвежского оператора
видеоконферец–связи Tandberg за $3,3 млрд.
Читайте также:
Skype грызет новый "червь"
В выигрыше наземные и морские перевозчики. Все билеты на
поезда и автобусы были раскуплены в первые часы после сообщения об извержении.
Один из лидеров паромного рынка Европы — Finnlines заявил, что свободных мест на
паромах почти не остается. В качестве экстренной меры компания начала прием
пассажиров на грузовой паром из Швеции в Финляндию.
Крупнейший автобусный оператор Европы Eurolines предлагает
купить билеты из Парижа в Петербург (за 175 евро) только на 1 мая. В Петербурге
из–за падения числа туристов свободных автобусов прибавилось, но спрос на
поездки в европейские аэропорты невелик.
"У нас организация таких поездок вызовет вопросы у
проверяющих органов", — сетует председатель ассоциации перевозчиков пассажиров
Василий Киселев. "На границе водителю придется объяснять таможне и транспортной
инспекции, на каком основании он перевозит пассажиров, — говорит представитель
Российского союза туриндустрии Ольга Санаева. — Возможно, сейчас на это закроют
глаза, но гарантий нет".
Застрявшие в Петербурге иностранцы находят способы выбраться
из России, правда, не всегда успешно. Так, в Литве попал в аварию туристический
автобус, вывозившего французских студентов и профессоров из Петербурга.
"Аэрофлот" объявил о планах по перевозке задержавшихся в
Европе пассажиров автобусами. Правда, даже на сайте компании информации об этом
нет.
По расчетам IATA (международная ассоциация
авиаперевозчиков), каждые сутки простоя обходятся отрасли в 200 млн евро прямых
убытков. Кроме потерь от непроданных билетов и расходов на размещение
пассажиров, отрасли будет нанесен и отложенный удар в виде падения доверия к
авиаперевозкам.
Потери городской туристической отрасли эксперты оценивают
пока только приблизительно: это будут сотни тысяч долларов. Европейские же
туроператоры потеряют $1 млрд. Кроме того, именно к ним будут выставлены
претензии за неудавшийся отдых.
Убытки несут производители и импортеры скоропортящейся
продукции. "Если за 3–4 дня ситуация не наладится, Петербург ждет дефицит
цветов. К примеру, почти все гвоздики в Петербурге — из Южной Америки и Африки,
и, если так пойдет и дальше, нечего будет дарить ветеранам на 9 мая", — говорит
Дмитрий Александров, генеральный директор оптового поставщика ООО "7 Цветов
Северо–Запад".
Кроме того, об убытках рассказывают производители рыбы,
свежего мяса, фруктов, молочной продукции. Почтовый оператор DHL заявил о
задержках в перевозках из Европы и в нее минимум на неделю и ищет обходные пути
для поставок из Америки в Азии.
В пути задерживаются ­мобильные телефоны, предметы
искусства, дорогая мебель, посуда, ювелирные изделия, парфюмерия. Из–за сбоев в
поставках высокотехнологичных компонентов об остановке конвейеров­ уже
заявили автопроизводители Nissan и BMW. В Европе, и в том числе в Петербурге,
отменяются отраслевые конференции и другие мероприятия.