Кризис добавил лояльности

Автор фото: Trend

В строительстве жилья эконом-класса уже давно почти все материалы – отечественные. Учитывая перебои с поставками и высокие предоплаты при заказе импортных товаров, к российским производителям стали относиться куда благосклоннее.

Кризис
добавил лояльности"В проектах эконом-класса и до кризиса

традиционно использовались отечественные материалы и


комплектующие. В целом, даже в проектах элитного жилья,
удельный вес в себестоимости строительства у импортных материалов невелик -
говорит Андрей
Вересов, директор по развитию компании "МИР
недвижимости".



Застройщики в сегменте "комфорт" и
"элит",
обычно предпочитавшие только заморские материалы, в сложные
времена и впрямь стали лояльнее относиться к российскому
производителю
. Доля отечественных материалов в этих сегментах – около
2/3.
"Сегодня наблюдается частичное замещение импортных
материалов
, - подтверждает коммерческий директор строительной
корпорации "Возрождение
Санкт-Петербурга
" Илья
Андреев. - Во-первых, появляются отечественные аналоги высокого
качества. Во-вторых, экономическая ситуация и законы бизнеса диктуют свои
условия: мы должны уменьшать свои издержки. Однако такое замещение не касается
высокотехнологичного оборудования и не влияет на качество возводимого
жилья".
Подкупили стабильностью
Доля используемых иностранных материалов не так велика

теперь даже в строительстве элитного жилья. Как отмечают в "Возрождении СПб",
порядка 30% от себестоимости.

Переход на российские материалы
вполне логичен. Это самый верный способ
сократить издержки
, не увольняя сотрудников и не останавливая стройку.
Помимо этого, и прайс-листы отечественных производителей в меньшей степени
зависят от колебания мировых валют.
"В ситуации нестабильности курса валют ориентир на продукцию
российского производства помогает более точно оценить издержки. Цены
российских производителей не подвержены
таким быстрым


изменениям, как это сейчас происходит с импортом, привязанным к
вновь возвратившемуся понятию "у.е.", - говорит Игорь Горский, управляющий
партнер АРИН.
Одна из проблем у застройщиков в период дефицита средств на
счетах – предоплата. И в этом смысле, сотрудничество с
российскими поставщиками куда выгоднее.
"Зарубежные производители работают со 100% предоплатой, -
говорит Виталий Антонов,
генеральный директор "Эспро
Девелопмент". - У российских поставщиков задаток – всего 30-50 % от суммы
договора".


Кроме того, местный изготовитель страхует застройщика

от перебоев с поставками. Строительный груз из Европы, Китая или Турции
придется ждать несколько месяцев. Именно поэтому многие строительные компании
предпочитают работать напрямую с производителем – ведь сроки поставки зависят от
него, а не от дилера.
Невозможно отказаться
Правда, далеко не все считают импортозамещение хорошим
способом экономии.
"Перейти на продукцию отечественных производителей ради
экономии решится не каждая компания, ведь при этом качество
строительства может сильно пострадать, - считает Александр Гордеев, заместитель
генерального директора компании Setlprof. - Наша
компания не станет отказываться от импортных строительных материалов,
оборудования и техники в пользу дешевой и менее качественной отечественной
продукции".
Есть и другие случаи, когда отказаться от заморских поставок
строителям будет трудно. К этой категории относятся единичные, уникальные
объекты со сложной концепцией или проекты класса "элит".
"Импортозамещение невозможно в случае создания высотных
конструкций
, строительства, связанного со значительным заглублением, а
также при строительстве объектов, где встает необходимость перекрывать большие
открытые пространства, - объясняет Игорь Горский. - Это
уникальные технологии, использующиеся на единичных объектах".
Подобная ситуация наблюдается и у девелоперов социальных
объектов – современных музеев и театров.
"Если проект предусматривает диспечеризацию центральных
систем, то и сами системы – вентиляция, кондиционирование, слаботочные системы
строятся на импортной элементной базе. Это то, без чего невозможно построить ни
один современный высокотехнологичный объект. Приемлемых аналогов этому
оборудованию у отечественных производителей нет, и появятся нескоро", -
объясняет директор по развитию группы компаний "Интарсия" Дмитрий
Горянский.
Радикальная экономия
Правда, эксперты уверены, что не всегда выбор в пользу
российского или западного производителя однозначен. Многое зависит и от контроля
качества строительства и от возможности внести изменения в концепцию объекта.
"Если вопрос стоит ребром – цена или качество, заменяемо
практически все, - считает Вячеслав Южаков, генеральный директор компании "Гласс
Дизайн Фасад". - Сейчас появляется тенденция проведения реконцепции объектов,
направленной на снижение классности. Обусловлено это как раз желанием заменить
импортные строительные материалы российскими».
А вот другие считают, что экономить на материалах можно и не так
радикально.
"Более эффективным способом экономии в данном случае будет


четкий контроль использования того или иного строительного
материала, внимательное и более бережное отношение к каждой единице техники",
- считает Александр Гордеев.
"В строительных компаниях очень часто полагают, что
импортные и российские строительные материалы
– все равно что дорогие и дешевые. Качество– это еще не все, -
говорит Директор по маркетингу NAI Becar Наталия
Черейская. - Важно соблюдать культуру приемки товара при
поставке. Если вы покупаете, скажем, пылесос, то какого высокого качества он ни
был, вы его должны как минимум проверить. У нас это далеко не всегда делается".
Качество пока не высоко
Российские производители уже почти полностью вытеснили

иностранных конкурентов в поставках таких базовых позиций как бетон,
арматура, цемент, кирпич, кабельная продукция и т.д. В этой сфере каких-то
существенных изменений в ближайшее время ждать не стоит.
"Новых игроков в ближайшие полгода на рынке стройматериалов
точно не будет. Возможно, позитивные изменения начнут
происходить через год. Сейчас крайне трудно выходить на рынок, учитывая
серьезное снижение строительной активности, - прогнозирует Игорь Горский, - Не
стоит забывать и о необходимости
поставлять конкурентоспособную
продукцию, выигрывая не только за счет цены
. К сожалению, адекватное
соотношение "цена-качество" для России все еще больной
вопрос".