Под Выборгом состоялась российская презентация начала строительства подводного газопровода Nord Stream. Несмотря на заверения участников церемонии о коммерческом успехе этого проекта, его срок окупаемости остается тайной.
Хотя проект Nord Stream - считается детищем нынешнего
прьемер-министра РФ Владимира Путина (именно во время его президентсва этот
проект обрел окончательные черты), на пятничной церемонии вместо него
присутствовал президент Дмитрий Медведев.
Сам Владимир Путин в это время был с рабочим визитом в
Сибири, где отчитался о планах по запуску до конца этого года первой в истории
нашей страны прямой автомобильной дороги Москва-Владивосток. Весьма
показательное событие на фоне разговоров о транспортном единении России с
Европой, частью которого должен стать как раз подводный газопровод Nord
Stream.
picturegallery.eaa8c9df-bf88-400e-b2e8-5790bdf5101b
Начало строительства морской части газопровода для
Европейской публики состоялось еще в начале недели в Германии. Сегодня же
проходила Российская часть этой презентации под символическим лозунгом "Сварка
российской и европейской труб".
Читайте также:
Путин: мощность "Северного потока" можно увеличить
Делегация, которая приехала в четверг в Петербург была очень
внушительна. Сложилось впечатление, что для гостей мероприятия были выкуплены
все номера в гостиницах "Англетер" и "Астория". Всего было никак не меньше 350
только зарубежных и иногородних гостей, четверть из которых приходилась на
представителей европейских СМИ: из Германии, Голландии, Франции, Эстонии,
Финляндии, Литвы и пр.
Выехавший в пятницу в 8:00 от Исаакиевской площади кортеж
состоял из пяти больших туристических автобусов, десятка микроавтобусов, около
30 легковых автомобилей (исключительно марки Mercedes и исключительно черные) и
нескольких автомобилей сопровождения из ГИБДД. Интересно представить себе
чувства водителей, ехавших сегодня с утра по трассе "Скандинавия", которых на
скрости, похоже, превышаюшей допустимую по ПДД, обгоняла кавалькада черных
"мерседесов".
Берег бухты Портовая почти на самой границе с Финляндией еще
год назад представляла собой по сути малопроходимый болотистый лес. К примеру,
дорогу, способную принять настолько внушительный десант гостей, по слухам,
достроили, буквально в ночь перед мероприятияем. Однако опасения тех, кто ехал в
эту глушь холодным апрельским утром в предвкушении провести ведь день на берегу
проудваемого всеми ветрами берега Финского залива, оказались напрасны.
Гостям обещали некие шатры, и то, чем эти шатры оказались на
самом деле, очень напоминало, что несоклько столетий Русью правили татарские
ханы, которые, хотя также жили в шатрах, но устроиться с удобствами вполне
умели.
Во-первых, площадь этих шатров, соединенных между собой
переходами, была никак не меньше 10 тыс м2. Во-вторых, в них присутствовали все
самые современные достижения как коммуникационной индустрии (wi-fi, станции
сотовых операторов), так и коммунальной. К примеру, в туалетах унитазы и
раковины были настоящие - керамические.
Приезд важных гостей (не тех, кто ехал в "мерседасах", а
по-настояшему важных) был впечатлял: пять вертолетов одновременно приземлилось
на подготовленных площадках. Зрелище было достойным видеорядом, скажем, к полету
Валькирий из Вагнера. Кстати, одновременно с прилетом этой эскадрильи, в
пресс-центре исчезла связь с миром - отключился интернет, который не работал до
самого отлета Дмитрия Медведева.
Президент в своем выступлении ограничился приветственным
словом, не блиставшим ни новизной формулировок, ни информационными поводами для
срочной публикации. Да, этот проект впечатляющий, да, это сближает народы России
и Европы, да он очень важен для всех партнеров. Но было в
выступлении и нечто личное.
Дело в том, что началу проекта предшествовала
многолетняя процедура согласования на международном уровне.
"Иногда мне казалось, что эти согласования никогда не
закончатся", — пошутил Дмитрий Медведев.
В остальном выступления первых лиц так же не отличались
эмоциональностью. К слову, обещанное было он-лайн обращение к участникам
церемонии канцлера ФРГ Ангелы Меркель очень уж напоминало заранее записанную
речь. Из европейских чиновников самым важным из присутствующих вживую был
еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер.
После кульминации праздника газотранспортной отрасли -
торжественной сварки двух большущих труб (диаметром 1153 мм, с тольщиной
стальных стенок - 3,5 см и к тому же обетонированных снаружи), на них были
прикреплены таблички с флагами стан - участниц проекта и первых лица поставили
на трубах свои подписи с пожеланиями учачи проекту. Дмитрий Медведев был очень
лаконичен. Он так написал: "Удачи!" и расписался.
После отъезда президента главным действующим лицом стал
председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. Первым делом, заполучив
управление вечеринкой в свои руки, - подарил Михаилу Пиотровскому портрет
Екатерины I - второй жены Петра I. По счастливому стечению обстоятельств в 1712
году германский живописец по фамилии Мюллер написал его как раз когда Петр с
Екатериной останавливались в городке Грайсвальд. Именно там - в Грайсвальде в
2012 году выйдет на берег вторая ветка газопровода Nord Stream.
Алексей Миллер, который считает, что эта картина за счет
нескольких совпадений воплощает в себе культурную составляющую проекта Nord
Stream, передал ее Эрмитажу. Михаил Пиотровский, который после вручения портрета
скромно сидел в последнем ряду конференц-зала (напомним, дело формально
происходит в шатре), подтвердил, что с точки зрения исторической этот портрет
представляет большую культурологическую ценность. Покупкой портрета у частного
коллекционера занималось германское подразделение консорциума Nord Stream AG.
Так что деталей покупки Михаил Пиотровский не знает. Но "на глазок" оценил
картину в 100 тыс евро.
По окончании культурной программы представители консорциума
сосредоточились на вопросах журналистов. Вопросы были преимущественно
экономического и в основном критического характера. дело в том, что за день до
мероприятия одна из влиятельных федеральных российских газет опубликовала
статью, в которой предрекала экономический провал проекта Nord Stream на том
основании, что в Северной Америке и Европе сремительно растет добыча т.н.
сланцевого газа, который якобы может потеснить на рынке российское топливо. Да и
вообще из-за кризиса потребление газа в Европе падает, а его арабские поставщики
не так давно стали предлагать газ по горадо более низкой цене, чем
"Газпром".
Алексей Миллер признал, что проблема падения потребления
газа в мире действительно еще недавно была очень актуальной.
"В первой половине 2009 г. и на внешних, и на внутреннем
рынке мы потеряли 88 млрд м3 газа по добыче. Но к концу года эта тенденция была
переломлена, и уже сейчас мы можем говорить, что 2/3 падения 2009 г. будет в
этом году отыграно", - рассказал Алексей Миллер. По его словам, по итогам
первого квартала 2010 г. планы компании по продажам газа были даже увеличены с
521 млрд м3 до 529 млрд м3 в течение года.
Тому, что сланцевый газ якобы может помещать успеху Nord
Stream, глава "Газпрома" не верит. По его рассчетам, себестоимость добычи такого
топлива существенно выще, чем у природного газа "Газпрома", а запасов сланцевого
газа в США, к примеру, едва хватит до 2018 г.
К тому же он заверил собравшихся, что все 55 млрд м3 газа в
год, которые будет способен пропускать Nord Stream к октябрю 2012 г. уже
законтрактованы. Правда, называть покупателей он не стал.
О том, что инвестиции, которые пойдут на строительство двух
веток газопровода, - дело прибыльное, говорили в пятницу и Ангела Меркель, и ее
предшественник Герхард Шредер, ныне глава комитета акционеров Nord Stream AG,
компании-оператора газопровода. Лишь Дмитрий Медведев в своем выступлении
отметил, что для России главное в этом проекте - получение независимости от
стран, через которые проходит нынешний, сухопутный газопровод.
Однако никто из присутствующих в пятницу на церемонии
высокопоставленных лиц так и не стал раскрывать всех экономических параметров
проекта, по которым можно было бы судить о его прибыльности. А усомниться есть в
чем. Пока что неизвестно, ни сколько будет потрачено на газопровод, ни сколько
на нем будут зарабатывать акци онеры.
При заявленной стоимости проекта в 7,9 млрд евро, как
выяснилось, окончательная сумма затрат окажется на уровне 8,8 млрд евро. Это
увеличение связано, рассказали представители компании, с процентными выплатами
по кредитам, которые необходимо будет обслуживать более 10 лет с момента запуска
проекта. Ведь сами акционеры финансируют Nord Stream лишь на 30%, остальное -
заемные средства. Однако и эта сумма не окончательна - переговоры с банками об
условиях кредитов все еще продолжаются, процентные ставки могут
измениться, а вместе с ними и размер инвестиций.
И хотя перед началом церемонии руководство Nord Stream AG
сообщило о том, что из-за паления цен на сталь, при закупках труб для второй
ветки газопровода удалось сэкономить 400 млн евро, окончательная стоимость
проекта все равно не будет меньшей, чем 8,8 млрд евро.
С точки зрения прибыли от проекта вопрос еще более
запутанный. Говорить прямо о том, сколько будет зарабатывать Nord Stream AG на
прокачке газа отказываются как в самом консорциуме, так и в ОАО "Газпром".
Алексей Миллер на прямой вопрос корреспондента "ДП" о
том, каков будет тариф на прокачку по газопроводу 1 тыс м3 газа ответил:
"Экономический", - и подчеркнул, что это коммерческая тайна. Единственным
намеком на эту цифру журналистам показались его слова о том, что средние сроки
окупаемости мировых газотранспортных проектов, аналогичных Nord Stream -
около 10 лет. Но чтобы вернуть инвестиции в 8,8 млрд евро за десять лет, при
прокачке 55 млрд м3 ежегодно необходимо выручать 880 млн евро, то есть,
стоимость прокачки 1 тыс м3 газа должна быть не менее 16 евро.
Эксперты допускают, что экономическая стороны проекта
действительно сильна.
"Прокладка по дну моря обходится дешевле на 30%, чем по
земле. - подсчитал президент группы компаний "Городской центр экспертиз"
Александр Москаленко Москаленко. – Меньше объем работ, чем на поверхности".
По большому счету, отмечает Александр
Москаленко, требуется судно-трубоукладчик и грузы, и то, не на всей
протяженности трассы. Не нужно ставить дорогие компрессорные станции, рыть
глубокие траншеи, приводить в порядок территории, вырубать гектары леса и т.д.
Работа не эксклюзивная: технология отработана, огромное количество труб
пересекает Северное море, соединяет Африку с Европой.
"Не списывайте со счетов наш опыт строительства "Голубого
потока", а также прокладку труб по дну крупных рек: Обь, Волга. Правда, в
будущем диагностика и ремонт силами водолазов обойдется дороже, чем работа
обходчиков. Однако с точки зрения безопасности газовых поставок для России –
Nord Stream, действительно, вариант. Финансовые потери из-за невыполненных
"Газпромом" обязательств, траты на урегулирование конфликтов со
странами-транзитерами, в конечном счете, несопоставимы с затратами на
строительство и обслуживание подводного трубопровода. Кроме того, это более
защищенный объект с точки зрения терроризма и хищений: подводных диверсантов в
мире – единицы", - подчеркивает Александр Москаленко.