Александр Роднянский: "Пятый канал" и в Москве толком не знают"

Автор фото: Итар-Тасс
Александр Роднянский

С понедельника "Пятый канал" избавится от слова "Петербург" в названии и приобретет новую сетку вещания. Накануне перезапуска "Пятерки" Александр Роднянский, бывший руководитель "СТС-Медиа", а ныне председатель экспертного совета "Национальной Медиа Группы", в которую входит "Пятый канал", дал интервью "ДП".

"ДП": Не секрет, что "Пятерка" больше тратила, чем зарабатывала. Ваша задача -- создать прибыльный контент?
Александр Роднянский: Дело не только в создании прибыльного контента. Когда речь идет о том, чтобы дотационный канал стал как минимум самоокупаемым, должна поменяться управленческая конструкция в целом. И наша задача - создание эффективной модели телевизионного холдинга, управляющего двумя каналами - РЕН ТВ и Пятым.
Предстоит разработать более разумные модели организации производства, закупок, добиться синергии в маркетинге, административной работе и т.д. В "содружестве" каналов есть привлекательность и для рекламодателей: они получают взаимодополняемые группы аудитории.
Задача выйти на самоокупаемость выполнима и реализуема в более короткие сроки, если "Пятерка" будет ее решать в составе и вместе с холдингом, нежели в одиночку. Но, естественно, за 1 день или даже за 1 год поставленной цели не добиться. Никто и не ожидает чудес.
Александр Роднянский Александр Роднянский
"ДП": Почему "Пятерке" не удавалось достаточно зарабатывать?
Александр Роднянский: "Пятерка" представляла из себя классический пример, говоря телевизионным языком, "маленького большого канала": городской канал программировался как федеральный. Но, чтобы выдержать такого рода телевизионный формат, нужно обладать соответствующими возможностями: широтой охвата, рекламными доходами, сопоставимыми с доходами федеральных каналов, за которыми стоит история, известность среди рекламодателей и зрителей.
"Пятерку" до сегодняшнего дня толком и в Москве не знают. В столице-то! Очень трудно всерьез думать о хороших рекламных доходах, представляя городской канал. Последние годы, когда Пятый стал федеральным, он тем не менее не был представлен в телевизионном пространстве как что-то особое, уникальное. Не был спозиционирован в глазах зрителя, живущего за пределами Питера.
"ДП": "Пятерке" так и не удалось перестать быть провинциальным ТВ-брендом?
Александр Роднянский: Я бы не согласился с тем, что канал провинциальный. На мой взгляд, вполне интеллигентное, комфортное и достойное ТВ. Другое дело, что он не предлагает никаких программных сюрпризов. Если смотреть глазами непитерского человека, он ничем особо не отличается от всех прочих каналов. Поэтому наша задача - спозиционировать "Пятерку" как канал, который был бы "другим". В стратегии развития будем придерживаться эволюционной модели: не будет революций, радикальных перемен.
Мы выстраиваем новое на фундаменте нынешнего канала.
Оставлены программы, которые являются частью портрета канала, якорными, если хотите: "Встречи на Моховой", "Открытая студия", "Ночь на Пятом" и др. Однако в прайм-тайм появится более амбициозное ТВ. Хотим сделать телевидение, способное обсуждать со зрителем все без исключения проблемы. То телевидение, которое мы называем "компетентным собеседником". Единственное, что может отличать Пятый канал от всех прочих каналов, вроде бы обсуждающих все те же насущные проблемы, - другого уровня разговор, другой состав участников.
Нам удалось вернуть на телевидение Светлану Сорокину, на Пятом в новом качестве будет работать Андрей Норкин, появятся Александр Вайнштейн и Ксения Собчак, Сергей Майоров, Дмитрий Быков, Александра Вертинская. Я назвал далеко не всех ведущих, но, мне кажется, и эти люди вместе представляют очень сильную и необычную для сегодняшнего российского телевидения команду.
"ДП": Но ведь на умный контент не идет рекламодатель?
Александр Роднянский: Я в это не верю. Рекламодателя привлекают каналы, способные удерживать внимание тех, кто традиционно телевизор не смотрит или мало смотрит и при этом активен и успешен в жизни. Благодаря новому программированию, у Пятого появляется шанс привлечь и удержать эту аудиторию. Активные и успешные чаще всего имеют и критичный взгляд... Я согласен, что в целом активная аудитория не слишком доверяет современному телевидению. Мы попробуем сделать телевидение как минимум без фальши и без игры в поддавки.
"ДП": А цензура?
Александр Роднянский: При чем тут цензура?! Нет, конечно. На мой взгляд, Пятый сегодня - телевидение, которое можно уважать. Да, там нет ярких телевизионных программ, нет современной дискуссионной площадки, не хватает разнообразия жанров, не выстроен диалог с аудиторией. Вот как раз все это мы и попытаемся изменить.
"ДП": Как ваши цели выглядят в цифрах?
Александр Роднянский: Если за 3-4 года нам удастся повысить долю с 2 до 4% - будет хорошо. Это где-то 6-7-е место в конкуренции каналов. Но я точно знаю, что то телевидение, которое мы предлагаем, не предполагает быстрого успеха. Ток-шоу, телевизионные журналы, дискуссионные площадки, качественное кино - все это, при отсутствии сериалов и развлекательных шоу, не делает возможным быстрый успех. Преимущество Пятого в том, что в холдинге "НМГ" есть прибыльный РЕН ТВ. Это позволяет провести изменения и выйти на окупаемость не в ура-патриотические сроки, а размерено и не торопясь.
"ДП": Какова политическая позиция канала? 20 марта объявлены митинги оппозиции, "Пятерка" будет их освещать?
Александр Роднянский: Я ж не занимаюсь версткой новостей. "Пятерка", безусловно, отвечает и откликается на большинство важных событий в стране.
"ДП": А персоны нон-грата, такие как Гарри Каспаров, будут появляться?
Александр Роднянский: Если речь будет идти о темах, в которых они востребованы как эксперты, их пригласят.
"ДП": Вы верите, что в России в ближайшие годы может появиться по-настоящему независимое телевидение?
Александр Роднянский: Если вы называете "независимым телевидением" канал, выражающий интересы владельца, то я считаю, что возможно. Более того, по моему мнению, РЕН ТВ и Пятый можно называть вполне объективным телевидением. А термин "независимый" - это такая оценочная категория, о которой, наверное, нужно говорить не мне, а зрителям.