Холодный расчет

СПб. Более 60% промышленных предприятий объясняют проблемы с внедрением у себя энергоэффективных технологий отсутствием денег и дорогим внешним финансированием.

В 2006 году вышел отчет Международной финансовой корпорации о практике энергосбережения в российской промышленности. Специалисты проанализировали деятельность 625 предприятий деревообработки, легкой промышленности, металлообработки и машиностроения, мясо-молочной, хлебопекарной и кондитерской отраслей в пяти федеральных округах, включая Северо-Западный. Годовая выручка у 75% опрошенных предприятий составила от 20 млн до 100 млн рублей. Подавляющее большинство опрошенных российских предприятий консервативно оценивают потенциал энергосбережения: в среднем 8-10% по различным энергоресурсам. В то время как, например, в Великобритании достижимые показатели экономии гораздо выше: приблизительно 20% по холоду, до 30% по сжатому воздуху, 20-40% по расходу воды.
По мнению авторов отчета, в основе консервативных оценок потенциала энергосбережения руководителями российских предприятий лежит несколько причин. Это недостаток опыта реализации энергосберегающих проектов, неэффективное взаимодействие высшего руководства и технических специалистов энергослужб, ограниченный доступ к информации о международном и прогрессивном российском опыте в области энергосбережения. И это неудивительно. В 2006 году СЗФО занимал самое низкое место по количеству проектов энергосбережения (в среднем 2,76 проекта на одно предприятие). Увы, более свежих исследований на эту тему нет. Похожий опрос проводил в 2008 году Европейский банк реконструкции и развития, но в нем в 6 раз меньшая выборка и нет анализа отраслевой и региональной специфики энергосбережения. Такое отсутствие российских масштабных исследований практики энергосбережения в промышленности -- показательный факт. Так что аналитикам и практикам энергосбережения приходится использовать иностранные отчеты 4-летней давности.
Собственно, за это время мало что изменилось. И сегодня еще можно согласиться с приведенными в отчете причинами слабой веры в потенциал энергосбережения. Это недостаток опыта реализации энергосберегающих проектов, неэффективное взаимодействие высшего руководства и технических специалистов энергослужб, ограниченный доступ к информации о международном и прогрессивном российском опыте в области энергосбережения.
Действительно, неэффективное взаимодействие между высшим руководством и техническим персоналом -- ситуация распространенная. Менеджер, отвечающий за закупку и монтаж холодильного оборудования, заинтересован в энергоэффективности оборудовании в последнюю очередь, так как прежде всего он мотивирован на своевременность установки «холода» на вновь открываемые объекты. За это его хвалят или ругают. Более того, не факт, что линейный руководитель мотивирован иначе.
Также более 60% предприятий уверены: главный барьер для реализации энергоэффективных проектов -- недостаток денег. Они считают, что внешнее финансирование слишком дорого, но и сами не вкладывают средства, и в итоге проект не реализуется. При этом общие затраты предприятия при сохранении текущего объема энергопотребления в долгосрочной перспективе оказываются значительно выше, чем если бы проект за счет того же внешнего финансирования был все-таки внедрен. Хотя срок окупаемости таких проектов, как модернизация технологического оборудования или теплового и компрессорного хозяйства, в среднем составляет 2 года, что вполне приемлемо с экономической точки зрения.
Сейчас на российском рынке представлен ряд западных программ кредитования энергосберегающих решений стоимостью до $5 млн от 6% годовых на 5 лет.
Есть и другие возможности кредитного финансирования капитальных инвестиций в энергосбережение, например через национальные экспортно-кредитные агентства, облегчающие экспорт произведенного в соответствующих странах оборудования. Но пользоваться этим предприятия не спешат. В итоге же пока энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза больше, чем в Польше.
Николай Захаров, ООО «ГринДрайвер» (продвижение и финансирование эффективных энергосберегающих решений)