Не дай себе засохнуть

СПб. Впервые в истории лень изучена с научной точки зрения. Оказалось, что она действительно двигает прогресс, а мужская лень отличается от женской, как и логика.

Елена Михайлова, научный сотрудник факультета психологии НИЦ им. Б.Г. Ананьева СПбГУ, изучила лень как личностный и поведенческий феномен. Теперь любой работодатель без труда определит: его сотрудник патологический лентяй или просто не в форме.
В исследовании принял участие 431 человек в возрасте от 18 до 61 года.
«Лень -- не научное понятие, а обыденное. Экспертом в этом вопросе может быть каждый. Поэтому на первом этапе мы предлагали испытуемым самим определить, что такое лень и в каких случаях люди склонны ей предаваться», -- рассказывает Елена Михайлова.
Раздвоение личности
К удивлению ученого, участники исследования говорили, что лень -- скорее негативное состояние и лентяй как человек им менее приятен.
Но вместе с тем само состояние лени называли позитивным. То есть когда кто-то другой ленится -- это плохо, а когда я ленюсь, мне хорошо.
На втором этапе исследования Елена выбрала слова-ассоциации, которые чаще всего связывались с ленью, и попросила испытуемых «окрасить» их в один из восьми цветов. Эта нехитрая процедура выявила фундаментальные отличия в восприятии лени мужчинами и женщинами.
Если сильная половина человечества окрашивала слово «лень» в один цвет с успехом, радостью, удовольствием и солнцем, то для женщин лень оказалась сродни неудаче и разочарованию.
«Женщины в состоянии лени переживают больше негативных эмоций, чем мужчины: чувство вины, безысходности, тревоги. Мужчины склонны испытывать больше позитивных эмоций, удовольствие. Именно поэтому мужчины предаются лени значительно чаще, -- делает вывод исследователь. -- У мужчин лень чаще связана с окончанием какого-то дела. В буквальном смысле: сделал дело -- гуляй смело, получай удовольствие. У женщин прямо наоборот: лень выполняет защитную функцию в ситуации неудач».
Открытие
В ходе эксперимента петербургскому ученому удалось доказать ошибочность традиционного тезиса, что ленивый человек стремится к «ничегонеделанию» и получает от этого удоволь­ствие.
Бытует мнение, что ленивый человек неэффективен, неуспешен, все делает спустя рукава. В то же время есть представление о том, что ленивые люди изобретательны и двигают прогресс. Проявлением лени может быть не только рассеянность и апатия, но и наоборот -- гиперактивность. Ведь чего только не предпринимают люди, чтобы избежать рутинной работы. «Они могут имитировать очень бурную деятельность и даже с успехом перепоручать свои обязанности другим», -- отмечает психолог.
Для того чтобы понять, как выстроить работу с лентяем, важно разобраться в причинах. Это может быть не привитая с детства любовь к труду, и тогда, скорее всего, лень уже стала свой­ством личности. В то же время лень может быть просто обусловлена ситуативно -- организацией рабочего процесса или временным психологическим состоянием сотрудника.
Петр Немой, директор лаборатории «Театрика» и бизнес-консультант, отмечает, что менеджеры российских компаний редко используют понятие «лень», что не делает проблему менее актуальной.
Как пчела
«Увольнение как способ борьбы с лентяями -- самая неэффективная мера. У меня, допустим, есть команда антикризисных менеджеров, которые находятся на пике формы. И в рамках конкретной задачи необходимо запустить или перестроить предприятие. Когда работа становится стабильной и рутинной, они, конечно, скучают. Но где я найду других таких же людей?» -- спрашивает Петр Немой.
Как правило, на сотрудников таких антикризисных команд обычные стимулы (зарплата, соцпакет) не действуют. Менеджерам одного из предприятий, которое консультировал Петр, он предложил взять на содержание детский дом: от зарплаты сотрудника напрямую зависит его взнос в общественное благо. Оказалось, что это имеет мотивацию.
Рабочий процесс может быть построен так, что сама структура компании порождает апатию у сотрудников. В России, по наблюдениям Петра Немого, таких организаций 80%: «В одной компании по производству игрушек, которую я консультировал, акцент делался на продажах, и главой всего производства был бывший «продавец». Акционеры требовали создать новый продукт, но пока продажи шли хорошо, у директора не было стимула инвестировать в креатив. Назревал внутренний конфликт: люди предлагали идеи, а они гасились сверху».
Чтобы побороть лень, важно понять ее причину. Елена Михайлова считает, что трудоголики могут по­учиться у лентяев тому, как беречь свое здоровье. Люди, называющие себя ленивыми в ходе исследования, почти не жаловались на работу сердца и кишечника, в то время как трудоголики зачастую почти изнывали от мук.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.