На 2009 год в Петербурге было запланировано к вводу порядка 1 260 000 м2 качественных торговых площадей, 73% которых на данный момент заморожено или приостановлено вследствие банкротств компаний.
По данным компании NAI Becar в 2009 году предложение в
сегменте торговых центров увеличилось на 164 200 м2, этот показатель является
наименьшим с 2002 г. По сравнению с 2008 г., прирост площадей сократился на 60%.
Совокупный объем рынка составляет 3 440 800 м2. Обеспеченность торговыми
площадями на тысячу жителей составляет 753,2 м2.
Наибольшая доля качественных торговых площадей
расположена в торгово-развлекательных комплексах (56%), равные доли
занимают мебельные и DIY гипермаркеты (8%), в торговых комплексах и
продовольственных гипермаркетах сосредоточено порядка 13-15% совокупного
предложения торговых площадей.
Наиболее обеспеченными качественной торговой недвижимостью
районами города являются Приморский, Московский и Выборгский. В
Петроградском и Василеостровском районах торговая недвижимость развивается
меньшими темпами, данные районы города в большей степени можно отнести к центрам
деловой активности.
По данным экспертов NAI Becar в сегменте стрит-ритейл
произошло увеличение предложения на 70% за счет освобождения уже имеющихся на
рынке площадей. Очевидна тенденция сокращения занимаемых площадей. По
словам директора департамента стрит-ритейл NAI Becar Марины Фёдоровой,
в связи с кризисом предложение на сегодняшний день в разы превосходит
спрос. Спрос единичен, предложение не соответствует спросу. Наиболее
востребованными на данный момент являются помещения площадью порядка 50-150 м2,
расположенные рядом со станциями метро. В первую очередь, спросом пользуются
помещения под продовольственные магазины, услуги связи, объекты общепита.
Уровень арендных ставок в сегменте стрит-ритейл снизился в
среднем на 30%, на Невском проспекте – на 40%. Количество вакантных помещений
увеличилось в среднем на 35-40%. Арендные ставки на помещения,
расположенные вблизи метро, составляют порядка 1 500-2 000 руб. м2/мес.,
но они могут варьироваться.
В удачных торговых центрах ставки снизились незначительно.
Однако если раньше всегда существовала очередь, то в нынешних условиях, чтобы
заполнить объект, собственникам приходится срочно искать арендаторов и
корректировать арендные ставки. Однако, в определенных торговых комплексах, в
частности в ТК «Сенная», ставки не изменились.
Практически во всех торговых центрах крупные якорные
арендаторы освобождены от фиксированной арендной ставки, их платежи
рассчитываются в зависимости от оборотов оператора, при этом процент может
существенно различаться. В непопулярных торговых центрах, расположенных в
удалении от метро, снижение арендных ставок составило порядка 60% по сравнению с
докризисными показателями и сейчас ставки находятся на уровне 500 руб./ м2/мес.
Характерным является то, что ставки на аренду по одному и тому же адресу могут
существенно различаться для новых и уже существующих арендаторов – разница в
среднем составляет 20%.
Эксперты NAI Becar отмечают, что низкий процент вакантных
площадей (95-98%) наблюдается в таких торговых объектах как ТК «Сенная», «Пик»,
ТРК «Мега-Дыбенко», «Мега-Парнас», «Радуга», «Гранд Каньон», «Континент»,
«Атмосфера». Такие торговые центры, как «Феличита», «Масштаб», «Пулково-3»,
«Космополис», «Северный молл» заполнены на 50-70%. Низкая заполняемость
проектов объясняется в основном неудачным месторасположением (затруднительным
подъездом к комплексу), высокой конкуренцией в непосредственной близости и
непродуманной нечеткой концепцией.
В 2009 году на рынок Санкт-Петербурга вышел крупный шведский
ритейлер одежды H&M. В связи с финансовым кризисом происходит ротация
арендаторов. Даже в концептуальных торговых комплексах крупные якорные
арендаторы с целью минимизации издержек закрывают магазины или требуют снижения
арендных ставок.
На 2009 год было запланировано к вводу порядка 1 260 000 м2
качественных торговых площадей, 73% которых на данный момент заморожено или
приостановлено вследствие банкротств компаний. На 2010 год запланировано к вводу
порядка 413 000 м2, однако реальный объем ввода, по мнению экспертов NAI Becar,
может составить 218 000 м2 (53% от заявленного девелоперами объема). С учетом
заявленных проектов совокупный объем предложения качественной торговой
недвижимости к концу 2010 года составит 3 659 600 м2, обеспеченность на тысячу
жителей составит – 801 м2.