В 2009 году туриндустрия Петербурга потеряла около $300 млн выручки. Почему в город не любят приезжать туристы, а те, кто приехал, не задерживаются и не возвращаются снова, разбирался "Деловой Петербург".
Новый куратор туристической отрасли в Смольном Алексей
Чичканов, назначенный в конце ноября этого года на должность председателя
комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга (КИСП), сообщает,
что в 2010 году число туристов вырастет. При этом, по его данным, в этом году,
как и в 2008–м, Петербург
посетит примерно 4,8 млн человек.
Правда, сами турфирмы высказывают большие сомнения по этому
поводу, готовясь в 2010 году к
падению как количества туристов, так и выручки.
Девальвация рубля в начале 2009 года на 30–40%, когда
заключалось основное количество сделок и формировались туристические пакеты,
действительно стала стимулом для путешественников приехать на несколько дней
именно в Петербург, а не в другие европейские города.
По данным управления по туризму КИСП, число россиян,
посетивших город, по итогам 9 месяцев 2009 году оказалось на 10% выше, чем в
прошлом году (2,3 млн человек), а иностранцев — на 12% (2,1 млн человек).
Читайте также:
Парламент Петербурга разработает закон о tax–free
picturegallery.c53700af-3773-403f-aefd-738ff19c8c73
Однако турбизнес не только не выиграл на этом, но даже
серьзно потерял: в погоне за дешевыми турами в город приехали не те туристы, на
которых ранее ориентировались в Петербурге. К примеру, гостиничные операторы,
считающие туристов по количеству ночевок, говорят о 15–30%–ном снижении в этом
году.
Турфирмы говорят, что турист–2009 предпочитает не только
сократить время пребывания в городе, но и мало тратить.
"Самой популярной услугой в этом году была простая и дешевая
обзорная экскурсия на автобусе", — рассказывает Сергей Корнеев, глава
северо–западного отделения Российского союза туриндустрии.
Сохранить число проданных билетов среди крупных музеев сумели лишь
два: Эрмитаж и "Царское Село". Они сохранили рублевые цены, отвязав их от евро.
Остальные крупные музеи потеряли 5–12% посетителей.
Проблема в том, что основной упор в развитии туризма в
Петербурге в прошлые годы делался на более состоятельных туристов. Под них
открывались довольно дорогие отели. С 2005 года в городе появилось 68 новых
отелей с 4,4 тыс. номеров. За 4 года эти показатели выросли на 12 и 19%
соответственно.
По оценкам Алексея Мусакина, директора Российской
гостиничной ассоциации по Петербургу и Ленобласти, в кризисный год падение
доходов отелей составило 15–20%, а гендиректор гостиницы "Октябрьская" Владимир
Иванов говорит о 30%–ном снижении загрузки. Он отмечает, что отели этим летом
спровоцировали мощный демпинг, который в 2010 году вновь ударит по рынку.
Случившийся кризис заставляет и бизнесменов, и власти города
больше обратить внимание как на туристов из среднего социального слоя, так и на
новые, не освоенные направления, генерирующие турпоток.
Попытки завлечь туристов в Северную столицу не только в
период белых ночей пока не увенчались успехом. Если летом туристов можно
привлечь на разводку мостов или фонтаны, то, к примеру, в списке городских
событий на январь 2010 году официальные туристические сайты visit–petersburg.ru
и st.–petersburg.ru не показывают ни одного значимого мероприятия.
Большинство иностранцев не могут ориентироваться в городе,
названия улиц которого не дублируются на английском языке. Проблемы с проездом
общественного транспорта по специальным полосам по–прежнему заставляют туристов
часами стоять в пробках. Открытые информационные пункты работают только до
19:00. Пожаловаться милиционеру на свои проблемы на родном языке иностранцы
могут лишь при большой удаче.
Туристов продолжают завлекать традиционными символами:
Эрмитажем, фонтанами и матрешками.
Такой рекламой хотели
завлечь в Петербург год назад: