Компания Jones Lang LaSalle опубликовала отчет о торговых центрах Москвы. Согласно ему, основным параметром, определяющим успех торгового центра сегодня, является доля свободных площадей, а не уровень арендных ставок, как это было ранее.
Рынок торговых центров Москвы на
протяжении долгих лет был ненасыщен, и площади пользовались большим спросом.
Кризис привнес серьезные коррективы, в том числе сместив потребительские
предпочтения в сторону более дешевых товаров и продуктов питания. Некоторые
ритейлеры закрыли нерентабельные магазины, большинство приостановило развитие,
тем самым сократив спрос на торговые площади. Сегодня ритейлеры стали более
требовательными: при выборе помещения для своего магазина они тщательно изучают
показатели торгового центра. В результате, владельцы торговых центров
столкнулись с ростом конкуренции.
«Основной принцип, который необходимо усвоить собственнику,
девелоперу или управляющей компании, - это комплексность подхода для поддержания
высокой заполняемости торгового центра», - рассказывает руководитель отдела
аналитики рынка торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle Олеся
Черданцева. «При этом внимание должно быть сосредоточено на удовлетворении
потребностей покупателей, а не на возможностях арендаторов платить высокую
арендную ставку. Именно активный потребительский интерес к торговому центру
делает его успешным, привлекая арендаторов и позволяя поддерживать уровень
арендных ставок. На рынке существуют примеры полностью заполненных торговых
центров, ставки в которых не снижались и вряд ли будут. Имеются проверенные
практикой методы, чтобы добиться подобного результата, и мы постарались отразить
главные из них в нашем отчете».
Несмотря на то, что продажи в торговых центрах
снизились, посетителей меньше не стало, что подтверждается данными индекса
посещаемости торговых центров Ватком. Это говорит о том, что основная проблема
кроется внутри самих ТЦ и в неправильном управлении ими. Например, ошибкой
многих управляющих является предоставление арендаторам необоснованных скидок.
Чтобы этого избежать, необходимо анализировать операционные результаты
ритейлеров, в частности соотношение объемов продаж и уровня арендной ставки, и
предоставлять скидки только в случае снижения этого показателя. Популярной
альтернативой сидкам становится арендная ставка в форме процента с оборота,
которая все чаще используется в Москве. Такая схема позволяет сбалансировать
риски двух сторон и улучшить их взаимоотношение.
Среди факторов, вызванных кризисом, самым острым стала
недоступность заемного финансирования. Это вызвало трудности у ритейлеров c
финансированием оборотных средств. В результате, розничные операторы вынуждены
использовать для этих целей средства из бюджетов, предназначенных для инвестиций
и развития. Это часто приводит к замедлению развития торговых
сетей.