К концу ноября туристические агентства не распродали и 50% предполагаемого объема новогодних турпутевок. "Уже страшновато, что и декабрьские продажи могут не прийти" - говорят участники рынка.
Последние годы туристический бизнес подводил итоги зимнего
туристического сезона уже в конце октября: насколько вырос/сократился поток
туристов из Петербурга в зарубежье, динамика цен предложений турфирм, страны —
лидеры/аутсайдеры по туристическому потоку и т. д.
Дело в том, что 70% туристов традиционно бронировали зимние
туры (которые и составляют основной объем продаж второго полугодия) за три
месяца до новогодних каникул.
В этом году к концу ноября не распродано и 50% от
предполагаемого объема новогодних туристических путевок. В текущем году так
называемая глубина продаж резко упала.
Как объяснили в Российском союзе туриндустрии, по всей
видимости, туристы начнут массово выкупать путевки не раньше чем за 2–3 недели
до новогодних праздников. Если начнут, конечно. "Мы ожидаем
продажи и в декабре. Но уже страшновато, что и
декабрьские продажи могут не прийти", — говорит коммерческий директор ООО "Вест
Тревел" Сергей Хохлов.Читайте также:
По–домашнему
Участники рынка находят несколько объяснений, почему
поведение клиентов изменилось. "Во–первых, это связано с колебанием курса валют.
Во–вторых, с экономической неопределенностью: многие до сих пор бояться потерять
работу, у кого–то бизнес не очень хорошо идет, и нет уверенности, что быстро
наладится", — замечает Сергей Хохлов.
Участники рынка предполагают, что итоги второго полугодия
будут "хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем ожидалось" в начале 2009 года. Ранее
звучащие апокалипсические прогнозы — падение рынка на 40–50% — не сбылись. Спрос
на путевки есть, а общее падение, по разным оценкам, составит 15–25% от
показателей прошлого зимнего сезона. Таким образом, в Петербурге рынок выездного
туризма — 2009 по объему турпотока откатился на уровень 2007 года.
Свою лепту в снижение продаж вносит и истерия вокруг свиного
гриппа, а также девальвация рубля: ведь расходы у турфирм в у.е., а доходы у
большинства их клиентов — в рублях. И когда туроператоры говорят, что цены на
свои предложения они снизили в среднем на 15% (есть предложения с дисконтом в
30–40%), имеется в виду снижение в у.е. В рублях же цены все равно выросли.
Доходы турфирм в среднем снизились на 15–20%. Больше всего в
финансовом плане потерял так называемый средний сегмент (предложения от 1,5 тыс.
до 3 тыс. евро), доходность по нему сократилась минимум на 20%. Сегмент люкс
(3–5 тыс. евро) сократился на 5–10%. А в экономсегменте (до 1,5 тыс. евро)
некоторые агентства предполагают даже небольшой рост, в том числе за счет
среднего класса.
"Есть группа клиентов, которая как ездила в дорогие страны,
так и ездит. Те, кто всегда выбирал дешевые туры, они их и продолжают выбирать
или вообще не едут за границу. А "серединка" всегда страдает сильнее всех. Тут у
клиентов наступил переломный момент: они либо меняют направление и, например,
вместо Эмиратов едут в Египет, либо сохраняют направление, но склоняются к более
дешевому варианту — вместо пяти звездочек выбирают четыре или три звездочки", —
объясняет исполнительный директор турфирмы "Авис" Сергей Акулинин.
Ставка на нижний ценовой сегмент тоже не сыграла. "Когда мы
готовились к кризису, то думали, что будут востребованы именно дешевые поездки
на автобусах. Вероятно, мы просчитались. Несмотря на то, что готовили самые
низкие цены по этим предложениям (думали, цена всё победит), поток туристов по
этим предложениям сократился на 25%. В то время как популярность пляжного отдыха
упала меньше", — говорит Сергей Хохлов.
По итогам новогодних продаж страны–лидеры должны сохранить
позиции: экзотические страны, Турция, Египет и Финляндия. Интерес у
петербургских туристов к той или иной стране напрямую зависит от политики,
которую выбирали страны и их турфирмы по отношению к России: лояльную или
консервативную.
"Я бы выделил три категории стран. Первая — страны, которые
сохранили популярность или даже чуть прибавили. К ним относятся, например,
Израиль, очень грамотно использующий безвизовый режим, Болгария, которая
предложила очень много бонусов российским туристам, — говорит Сергей Корнеев,
руководитель Северо–Западного регионального отделения Российского союза
туриндустрии. — Вторая — страны, в которые поток туристов совсем немного
сократился. К ним относится, например, Турция. Первую половину 2009 года турки
не верили в кризис и держали высокие цены, но потом пошли на снижение, и поток
туристов к ним сразу вырос. И третья — консервативно настроенные страны, у них
довольно сильное падение туристического потока из России — это Испания,
экскурсионная Европа".
Генеральный директор турфирмы "Нева" Максим Пирогов считает,
что в будущем году рынок еще более сократится: "Можно ожидать и слияний, и
поглощений, и разорений. Рынок сократится, но не настолько, насколько хотелось
бы. Я так говорю, не потому что монополистом быть лучше, а потому что
переизбыток предложений на рынке ничего хорошего честному бизнесу не приносит —
появляется слишком много некачественного предложения, которое вредит имиджу всей
отрасли".