Сегодняшняя "Страна советов" о том, как минимизировать риски при запуске нового бизнеса или расширении старого в наше смутное с экономической точки зрения время.
1. Если вы в мейнстриме — ожидаете лучших времен и
занимаетесь только сокращением затрат, то до лучших времен вам не добраться и
суперприза не получить. Поймите это — и рисковать будет не так страшно.
Так, по мнению Игоря Царькова, старшего преподавателя
кафедры управления проектами ГУ–ВШЭ, бизнесмены сейчас напрасно боятся начинать
новые проекты. "Отсиживаться не стоит, ведь когда начнется волна роста, будет
жесткая конкуренция за клиентов. Сейчас есть уникальная возможность завоевать
клиентов, пока все остальные спят. И суперприз будет просто безразмерный:
неизвестная или новая компания может быстро стать лидером рынка по продажам и
даже выйти на мировой уровень", — считает Царьков.
2. Бизнес можно открывать практически в любой сфере. Но
важно, чтобы у вашего товара/услуги была высокая добавленная стоимость.
"На начальном этапе и в нынешних условиях многие делают
ошибки.
Читайте также:
Центробанк начал свертывать антикризисные меры
Поэтому чем выше добавленная стоимость (не 20–30, а
200–300%), тем больше у вас права на эти самые ошибки: будет "жир" их покрыть, —
говорит Олег Тиньков, председатель совета директоров банка "Тинькофф Кредитные
системы. — А в какой области сейчас лучше развивать бизнес? Да почти везде в
России рынок не развит: финансовая сфера, IT– и интернет–технологии… Более или
менее развился только, пожалуй, ретейл".
3. Если вы решились на открытие или расширение бизнеса,
нужно четко представлять себе своего клиента и четко позиционировать для него
свой продукт.
Финансовый кризис наказал тех, кто не заботился о
собственной эффективности и плохо знал своих клиентов. Консультанты и
предприниматели, опрошенные "Деловым Петербургом", рекомендуют хорошо изучить
своих потенциальных клиентов: знать их привычки, предпочтения, уровень дохода,
социальную группу, устраивать пробные продажи, проводить тестирование рынка,
устраивать опросы, чтобы вывести на рынок правильный продукт. Нужно быть гибким:
постоянно прислушиваться к рынку и держать обратную связь со своими клиентами,
чтобы вовремя изменить продукт.
4. Рассчитывайте будущую прибыль в соответствии с самым
пессимистичным сценарием. Нужно быть очень консервативным.
Выручка, которая была возможна год–полтора назад, сейчас
зачастую невозможна. "Компания должна сделать определенную поправку на это, а
затраты поставить по–максимуму, — советует Марина Шелудько, генеральный директор
ЗАО "Идеальная чашка". — Если даже в этом случае в расчетах получается прибыль,
то можно действовать. Когда мы думали открывать новый проект (в марте), в
бизнес–плане описали три сценария, и даже по самому пессимистичному у нас
получалась прибыль, поэтому и открылись. И правильно сделали. Если бизнес
ориентирован на достаточно широкую аудиторию, то, на мой взгляд, его можно и в
это неспокойное время открывать. Главное — хорошо посчитать".
5. Надо понимать, что в кризис сильно выросли суммы
"отчислений" бизнеса в счет административной ренты. В бизнес–плане эта строчка
расходов должна быть расширена. "Многие компании в кризис начали испытывать
сложности, а некоторые вообще ушли с рынка. Поэтому и общий объем поступлений в
счет административной ренты сократился. Но чиновники не привыкли экономить на
себе, поэтому с оставшихся бизнесменов они выжимают по–максимуму", — говорит
председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере
потребительского рынка Алексей Третьяков.