Название "Собака" вообще–то придумал поэт Аркадий Драгомощенко. За кофе с коньяком. Может, это было в кафе при "Академическом проекте", может, еще где.
  Не знаю, получил ли он что–то за идею и держал ли в руках 
хоть один номер журнала после того, как тот раскрутился. Кто–то другой на месте 
Драгомощенко создал бы под это дело нейминговую фирму. Впрочем, идей было много, 
и придумывались они не за деньги, а потому что не могли не придумываться. 
  Сама история журнала началась гораздо раньше. После дефолта 
1998 года мы с Мишей Борисовым редактировали одно из глянцевых изданий, сидя в 
кафе с более–менее тихой музыкой. Мы говорили о том, что "понтовый глянец" 
исчерпал себя. Его и в руки брать не хочется. Хватит писать про то, как 
правильно завязывать галстук, какая связь между Карлосом Кастанедой и группой 
"Иванушки International", и между делом о том, какой замечательный аромат 
традиции у божоле нуво. Хватит глушить людей дешевой музыкой и вообще всякой 
дешевкой.  
  Лично мне хотелось совершенно другого. Я мог надолго 
зависать в отделах американских книжных магазинов, где продают журналы. Мне 
нравился запах. 
  Почему The New Yorker может себе позволить печатать хорошие 
рассказы в неторопливой чеховской манере, почему в Atlantic Monthly появляются 
глубокие очерки, The Nation нажимает на болевые точки общества, а авторский 
журнал The Sun почти целиком пишется одним человеком — Саем Сафранским? Сай 
живет в маленьком городке Чепел Хилл в Северной Каролине и процветает без 
рекламы, продавая 50–тысячный тираж по всей стране. 
  Почему это невозможно у нас? Бог с ней, с Москвой, не факт, 
что она вообще существует, но почему бы не сделать что–нибудь приличное в 
Питере? Почему бы не сделать Питер центром всего, что в России есть интересного? 
Мы решили назвать проект СПб@ру, набросали бюджет и пошли к серьезным людям. 
Серьезные люди покрутили пальцем у виска, но идея лежала втуне недолго. 
  Ею загорелся пассионарный художник Анатолий Белкин. Он нашел 
издателя, девушку, которая сумела привлечь под проект деньги телевизионного 
происхождения. За первый номер, который вышел в альбомном формате под шапкой 
СПб@ру, Миша Борисов получил какую–то супермодную рубашку. 
  Это оказалось пророчеством. Теперешняя "Собака" принадлежит 
к породе "умного глянца". Это означает множество материалов, которые, как ни 
крути, все равно являются прокладками между рекламой пиджаков и туалетной воды. 
С годами материалы стали совсем короткими — видимо, потому что их все равно 
никто не читает. На вопрос: "Читаете ли вы журнал "Собака"? — в Питере 
принято отвечать: "Да так, листаю иногда". 
  Недавно журнал отпраздновал десятилетие. На юбилее были 
представлены, наверное, все обложки, кроме той, первой. Наверное потому, что 
неформат.  
  Праздник проходил на фабрике "Красный Октябрь". Сотни людей 
в огромном зале под оглушающую музыку кричали друг другу в уши. Среди них было 
много новых лиц, много красивых девушек. Борисова с Драгомощенко не было.  
  Впрочем, вопрос о том, что было бы, если бы, к делу не 
относится. В национальном масштабе нас приучили к мысли, что если вы не в 
телевизоре — вас не существует. 
  "Собака" — тот же телевизор, не случайно он всегда 
придавал особое значение медийным личностям и медийным проектам. Можно ли 
сказать, что если вы не в "Собаке", то вас в нет Петербурге? Не знаю. Но все мы 
так или иначе в "Собаке". 
  Журнал стал коллективным портретом поколения, которое может 
говорить о чем угодно, но на деле больше всего ценит успех. Какие люди — 
такие и журналы. 
  И нет еще той молодой шпаны, что сотрет нас с лица 
земли.         

