Во вторник менеджер проектов "Яндекса" Антон Волнухин заявил в своем дневнике о намерениях компании закрыть самый популярный среди многомиллионной аудитории Рунета рейтинг блогов. Недоумевающие пользователи подготовили открытое письмо и собираются повлиять на решение руководства поискового сервиса.
"Мы увидели, что сервис, который изначально создавался как
зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиаинструментом. Он все больше
становится не зеркалом, а инструментом для "выведения в топ" и дальнейшего
распространения нужной темы в СМИ. Таким инструментом стали пользоваться все
кому не лень — от распространителей ссылок "помогите собрать деньги" до
радикалов всех мастей. В результате радикалы одних мастей стали обвинять
"Яндекс" в пособничестве радикалам других мастей, и наоборот", — пишет
Волнухин.
Война за общественное мнение среди всех масс
населения заставила руководство компании остановить развитие популярного
сервиса: "Мы приносим извинения тем нескольким тысячам пользователей, которые
привыкли находить для себя интересные записи в рейтинге. Страница рейтинга будет
доступна до декабря".
Похоже, что "Яндекс" просто не выдержал давления со стороны
исполнительной власти. Прямо, конечно, о причинах закрытия проекта в блоге
компании не говорится. Но цитатой для эпиграфа к официальному сообщению
выбрано произведение третьего по популярности в стране блогера Леонида
Каганова:
"Выйдешь в Интернет из дома, в "Яндекс" — топ–топ–топ, ну а
там, конечно, tema с
матом вылез в топ! <...> Это что еще за блохи в рейтинг сели сплошь?
Почему министров блоги с лупой не найдешь? И совсем не понимаю, кто так сделать
смог, чтоб висел последним с краю президентский блог! Он ведь пишет, тратит
нервы, милый, дорогой! А у вас на строчках первых — tema да drugoi".
Читайте также:
Годовой оборот "Яндекса" вырос на 14%
Возмущенные блогеры считают, что причиной закрытия рейтинга
является привычка журналистов искать в нем темы для сюжетов. "Шумит тут,
понимаешь ли, народец со своими домами престарелых, критикой власти и прочими
неудобными постами, а журналисты на эти новости слетаются как мухи на мед. Лучше
бы о крестном ходе писали, о том, как очередной губернатор вручил цветной
телевизор очередной матери–героине или о том, что "Партия — наш рулевой".
Но нет, пишут и пишут идеологически неверные тексты, а "Яндекс" за это по шапке
получает", — пишет известная в ЖЖ
Radulova.
Сегодня
умирающий
рейтинг
возглавляет как раз открытое письмо
блогеров к руководству "Яндекса": "Мы настаиваем, чтобы компания
"Яндекс" отменила свое решение о закрытии Рейтинга популярных записей. Он должен
существовать именно в том виде, в котором мы его имеем сейчас. Записи,
попадающие в него, должны отбираться исключительно автоматически и без какой бы
то ни было цензуры. В противном случае, мы будем считать, что компания "Яндекс"
продалась или просто трусливо прогнулась под тех, кто боится Свободы Слова в
России".
В последнее время рейтинг "Яндекса" стал часто
использоваться в качестве площадки для дешевого продвижения нужной информации и
черного PR в аудиторию, превышающую количество читателей любого СМИ. В
Рунете даже нанимают специальных людей, которые занимаются
выводом записей в топ: "На сетевой проект требуются комментаторы постов,
лучше в виде группы из нескольких человек. Желателен успешный опыт участия в
сетевых дискуссиях".
Давление на "Яндекс", скорее всего, идет не от высшего
руководства страны. В блогосфере постоянно возникают скандалы, из–за
которых компания получает огромное количество претензий. Сначала депутаты
"Справедливой России" начинают бороться с дизайнером Артемием Лебедевым за
использование матов, затем МВД просит остановить раскручивание кампании против
стреляющих в мирных граждан милиционеров. У "Яндекса" просто не найдется такого
количества людей, способных отвечать по всем претензиям автоматически
формирующегося рейтинга.
Невозможность политического руководства страны представить
Рунету авторов, способных составить конкуренцию основным блогерам, и нежелание
"Яндекса" разбираться с каждым скандалом грозят стране полной потерей
контроля над общественным мнением. Место "Яндекса", приоритетная акция
которого сейчас принадлежит Сбербанку, обязательно займет другой сервис, который
получит огромную власть над российским Интернетом. Вполне вероятно, что
приютить российских блогеров пожелает американский Google.
А пока отказом "Яндекса" решил воспользоваться Артемий
Лебедев, который на основе открытого кода запустил на своем сайте аналогичный сервис
и заявил о планах по его активному развитию.