Публикация "Петербург оказался во власти черного PR", вышедшая в "Деловом Петербурге" 19 октября, вызвала сильную реакцию как среди делового, так и среди журналистского сообщества.
В статье шла речь об участившихся случаях информационных
атак против видных бизнесменов города, которые обвиняют в них черных пиарщиков.
Так, глава холдинга RBI Эдуард Тиктинский сообщил "ДП", что столкнулся с
информационной атакой в ходе строительства дома на Комендантском пр., 40, в
результате чего стройка была отменена.
Некоторые представители власти сочли публикацию в "ДП"
своевременной. Вице–губернатор Петербурга Алла Манилова сказала: "Давно пора
было эту тему вскрыть. Какая ситуация была до публикации в "Деловом Петербурге"?
Все понимают, что это есть, но никто об этом не говорит вслух. Все понимают, что
этот бизнес существует, и это бизнес черный. В открытом обществе такие вещи
должны обсуждаться, и
тогда, может быть, этот бизнес будет более осторожен в своих
действиях, хотя вряд ли его удастся закрыть полностью".
Представители изданий, упомянутых в публикации, были
уклончивы. Так, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, находившийся в
Париже, сказал, что не знает ни о каких черных пиарщиках, а по вопросам,
связанным с "Новой газетой" в Петербурге, предложил обратиться к его
заместителю.
Артем Артемов, генеральный директор холдинга "Новые медиа",
который принадлежит одному из акционеров "Новой газеты" депутату Госдумы РФ
Александру Лебедеву, сказал, что "Новая газета" в Петербурге вообще выпускается
по франшизе и не контролируется акционерами московской "Новой газеты". Что
касается проблемы применения грязных политтехнологий в петербургском бизнесе,
Артемов не видит в этом ничего нового. "В Москве большая часть всякой заказухи
касалась бизнеса и в меньшей степени — политики, — говорит Артемов. — Вы к этому
не привыкли в Питере, но в Москве это всегда было".
Читайте также:
Дмитрий Жвания покинул "Медиа СПб"
Другим акционером "Новой газеты" является Михаил Горбачев,
который сейчас возглавляет Союз социал–демократов. Член исполкома этой
организации, один из организаторов "Маршей несогласных"
Евгений Коновалов считает, что черный пиар в России
монополизирован государством. "В ведении информационных войн заинтересовано
прежде всего наше государство и его монополии, которые очень часто навязывают
населению свою точку зрения", — говорит Коновалов.
Среди причин распространения черного пиара на новые
территории — связанное с кризисом уменьшение рекламных бюджетов. "Этот рынок
сузился в первую очередь оттого, что большая часть бюджетов осваивается внутри
партии людьми, которые работают в штабе партии, а также местными функционерами,
— говорит Игорь Минтусов, председатель совета директоров центра политического
консультирования "Никколо М". — В итоге меньшее количество средств уходит на
свободный пиар–рынок".
Минтусов, однако, не согласен с тем, что это привело к
обострению борьбы за клиента: "Вопросы получения партийных заказов связаны с
доверием между политтехнологами и политиками. Я не чувствую, что сужение рынка
привело к возрастанию конкуренции. Сложность получения заказа не возросла, но
объемы заказов уменьшились. Масштаб черного пиара в связи с кризисом не
возрастает".
Сейчас одни СМИ отчаянно сражаются за сузившийся рекламный
рынок, например делая ставку на продажу рекламных баннеров в Интернете. Другим
кажется более легким путь пополнения бюджетов за счет черного пиара. Но это
приведет лишь к дальнейшей дискредитации прессы и журналистского сообщества, к
снижению эффективности легальной рекламы и к ухудшению условий для выживания
СМИ.
Депутат Законодательного собрания Петербурга Олег Нилов, как
многие другие, не верит во всесилие черного пиара. Он, однако, видит проблему в
том, что информационные атаки того свойства, что прежде были характерны для
среды политиков, перемещаются в пространство бизнеса.
"Депутаты разных уровней во время выборных кампаний,
естественно, конкурируют между собой, используя все приемы — и спортивные, и не
очень, — говорит Нилов. — Это уже стало нормой, но это одна плоскость, этаж
политики. Столкновения между разными плоскостями, между этажом политическим,
скажем законодательной власти, и этажом бизнеса — редкие истории, во всяком
случае в Петербурге".
Через некоторое время многие виды бизнеса должны будут
создать саморегулируемые организации.
"Там им придется взаимодействовать и договариваться о соблюдении правил, которые устанавливают государство и общество, — считает главный редактор "Делового Петербурга" Олег Третьяков. — Фактически СРО должны заменить чиновников, которые собирают дань с бизнеса, и заменить рэкетиров, которым тоже хочется поживиться".
"Там им придется взаимодействовать и договариваться о соблюдении правил, которые устанавливают государство и общество, — считает главный редактор "Делового Петербурга" Олег Третьяков. — Фактически СРО должны заменить чиновников, которые собирают дань с бизнеса, и заменить рэкетиров, которым тоже хочется поживиться".