16:0222 октября 200916:02
15просмотров
16:0222 октября 2009
В Санкт-Петербурге прошел круглый стол "Текущее состояние рынка страхования междугородних и международных грузоперевозок". Он стал заключительным в серии тематических мероприятий, посвященных проблемам страхования транспорта, инициированных РОСНО в этом году.
 Круглый стол был организован совместно с деловым 
журналом "Эксперт Северо-Запад" и PR-агентством "Пресс-Папье". В мероприятии 
приняли участие транспортные и логистические компании, представители страхового 
сообщества, юристы и журналисты, в число которых вошли: Корпорация "Стерх", "ГСК 
УМИАТ", "Мидас", Союз Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, "Дюверуна 
Лигал" и другие. 
 В 2009 году объем международных и внутрироссийских 
автомобильных грузоперевозок сократился, как отмечали участники круглого стола, 
приблизительно на 30%. И ситуация на петербургском рынке соответствует общей 
тенденции. Гораздо более существенно сократились тарифы на осуществление 
перевозок.   При этом парк легальных перевозчиков Северо-Запада, 
насчитывавший ранее 9200 автомобилей, взятых в лизинг, на сегодняшний день 
сократился, по экспертным оценкам, до 7300 автомобилей. Впрочем, 
компании-перевозчики не считают, что отрасль грузоперевозок испытывает 
стагнацию, отмечая, что если для Европы 10% падение рынка можно считать весьма 
существенным, то для России такая динамика не выглядит пугающей. Наиболее 
сильное  падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей,  
в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени – 
рефрижераторные грузы.
 В такой  ситуации неизбежно сокращается и 
рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 
50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать 
свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, 
страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, 
тогда как товары средней категории, скорее всего,  будут в меньшей степени 
покрываться страховкой ввиду  сокращения расходов участниками рынка. "Если 
говорить о состоянии рынка страхования грузов, то верным является отмеченное 
коллегами снижение показателей. Если раньше  страховщики оценивали объемы, 
как правило, исходя из 4-8 кругорейсов  одной машины, то теперь оборот 
снизился, и 4 - это максимальный  предел, а в среднем - это 2-3 рейса", - 
отметила в своем выступлении Анастасия Лукьянова, заместитель директора Центра 
страхования транспортных рисков РОСНО. - В нашем клиентском портфеле соотношение 
по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько 
изменилось. Но при сравнении сентября текущего года с сентябрем прошлого года 
есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины, 
несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще 
выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что 
положение наших транспортных компаний  рано или  поздно улучшится". В 
целом, по мнению специалистов РОСНО, перевозки страхуются пассивно, не более 35% 
от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории 
России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, 
достигает 85%.
 По оценкам специалистов Центра страхования 
транспортных рисков РОСНО, объем рынка страхования грузов в СЗФО до 2008 г. 
достигал (без учета кэптивного страхования)  400-500 млн рублей  в 
год. Ежегодный прирост рынка по РФ до 2008 года составлял более 10%, около 
60-70% суммарно за 5 лет. Наиболее динамично развивался сектор страхования 
автоперевозок.
 Основным драйвером развития рынка может стать 
страхование внутрироссийских перевозок: сравнительно небольшие компании по 
отношению к западным аналогам обладают значительно меньшим запасом прочности, и 
полис страхования для них является наиболее бюджетным вариантом решения 
затруднений в связи с незапланированными тратами в результате ДТП или хищения. 
 По мнению Анастасии Лукьяновой, наибольшим спросом 
пользуется группа рисков, связанных с повреждением или гибелью груза в 
результате ДТП при перевозке, а также в результате хищения.  В Топ-3, 
наиболее привлекательных для правонарушителей, входят такие ликвидные грузы, как 
бытовая и мобильная техника, а также мясо и мясная продукция. Нарушителям закона 
известно множество схем хищения грузов - от разбойных нападений на трассах до 
различных вариантов мошенничества. 
 Самые горячие споры среди участников круглого стола 
вызвало обсуждение необходимости и способов страховой защиты транспортных 
операторов в условиях отсутствия законодательного разрешения на страхование 
ответственности перевозчика в чистом виде. "Позиция законодателя здесь понятна, 
поскольку вопрос упирается в основания возникновения ответственности 
перевозчика. К счастью, новый полис страхования грузов РОСНО для транспортных 
операторов (полис ТТН/CMR страхования) зарекомендовал себя как удобный 
инструмент страховой защиты и удачное решение проблем, связанных с отсутствием 
законодательного разрешения на страхование ответственности. Такой полис создает 
действительно партнерские отношения между транспортным оператором и страховой 
компанией, т.к. в отличие от договора страхования ответственности не влечет за 
собой негативные последствия, связанные с недействительностью договора.  
Разработанный в РОСНО полис прозрачнее и понятнее клиенту, не допускает 
двузначных толкований, которые допустимы в договорах страхования 
ответственности", - констатировала Анастасия Лукьянова, заместитель директора 
ЦСТР РОСНО.
 Антонина Борисова
Тел: (812) 718-40-44
e-mail: borisovaAA@rosno.spb.ru
Тел: (812) 718-40-44
e-mail: borisovaAA@rosno.spb.ru
