16:0222 октября 200916:02
15просмотров
16:0222 октября 2009
В Санкт-Петербурге прошел круглый стол "Текущее состояние рынка страхования междугородних и международных грузоперевозок". Он стал заключительным в серии тематических мероприятий, посвященных проблемам страхования транспорта, инициированных РОСНО в этом году.
Круглый стол был организован совместно с деловым
журналом "Эксперт Северо-Запад" и PR-агентством "Пресс-Папье". В мероприятии
приняли участие транспортные и логистические компании, представители страхового
сообщества, юристы и журналисты, в число которых вошли: Корпорация "Стерх", "ГСК
УМИАТ", "Мидас", Союз Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, "Дюверуна
Лигал" и другие.
В 2009 году объем международных и внутрироссийских
автомобильных грузоперевозок сократился, как отмечали участники круглого стола,
приблизительно на 30%. И ситуация на петербургском рынке соответствует общей
тенденции. Гораздо более существенно сократились тарифы на осуществление
перевозок. При этом парк легальных перевозчиков Северо-Запада,
насчитывавший ранее 9200 автомобилей, взятых в лизинг, на сегодняшний день
сократился, по экспертным оценкам, до 7300 автомобилей. Впрочем,
компании-перевозчики не считают, что отрасль грузоперевозок испытывает
стагнацию, отмечая, что если для Европы 10% падение рынка можно считать весьма
существенным, то для России такая динамика не выглядит пугающей. Наиболее
сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей,
в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени –
рефрижераторные грузы.
В такой ситуации неизбежно сокращается и
рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до
50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать
свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики,
страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров,
тогда как товары средней категории, скорее всего, будут в меньшей степени
покрываться страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка. "Если
говорить о состоянии рынка страхования грузов, то верным является отмеченное
коллегами снижение показателей. Если раньше страховщики оценивали объемы,
как правило, исходя из 4-8 кругорейсов одной машины, то теперь оборот
снизился, и 4 - это максимальный предел, а в среднем - это 2-3 рейса", -
отметила в своем выступлении Анастасия Лукьянова, заместитель директора Центра
страхования транспортных рисков РОСНО. - В нашем клиентском портфеле соотношение
по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько
изменилось. Но при сравнении сентября текущего года с сентябрем прошлого года
есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины,
несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще
выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что
положение наших транспортных компаний рано или поздно улучшится". В
целом, по мнению специалистов РОСНО, перевозки страхуются пассивно, не более 35%
от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории
России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис,
достигает 85%.
По оценкам специалистов Центра страхования
транспортных рисков РОСНО, объем рынка страхования грузов в СЗФО до 2008 г.
достигал (без учета кэптивного страхования) 400-500 млн рублей в
год. Ежегодный прирост рынка по РФ до 2008 года составлял более 10%, около
60-70% суммарно за 5 лет. Наиболее динамично развивался сектор страхования
автоперевозок.
Основным драйвером развития рынка может стать
страхование внутрироссийских перевозок: сравнительно небольшие компании по
отношению к западным аналогам обладают значительно меньшим запасом прочности, и
полис страхования для них является наиболее бюджетным вариантом решения
затруднений в связи с незапланированными тратами в результате ДТП или хищения.
По мнению Анастасии Лукьяновой, наибольшим спросом
пользуется группа рисков, связанных с повреждением или гибелью груза в
результате ДТП при перевозке, а также в результате хищения. В Топ-3,
наиболее привлекательных для правонарушителей, входят такие ликвидные грузы, как
бытовая и мобильная техника, а также мясо и мясная продукция. Нарушителям закона
известно множество схем хищения грузов - от разбойных нападений на трассах до
различных вариантов мошенничества.
Самые горячие споры среди участников круглого стола
вызвало обсуждение необходимости и способов страховой защиты транспортных
операторов в условиях отсутствия законодательного разрешения на страхование
ответственности перевозчика в чистом виде. "Позиция законодателя здесь понятна,
поскольку вопрос упирается в основания возникновения ответственности
перевозчика. К счастью, новый полис страхования грузов РОСНО для транспортных
операторов (полис ТТН/CMR страхования) зарекомендовал себя как удобный
инструмент страховой защиты и удачное решение проблем, связанных с отсутствием
законодательного разрешения на страхование ответственности. Такой полис создает
действительно партнерские отношения между транспортным оператором и страховой
компанией, т.к. в отличие от договора страхования ответственности не влечет за
собой негативные последствия, связанные с недействительностью договора.
Разработанный в РОСНО полис прозрачнее и понятнее клиенту, не допускает
двузначных толкований, которые допустимы в договорах страхования
ответственности", - констатировала Анастасия Лукьянова, заместитель директора
ЦСТР РОСНО.
Антонина Борисова
Тел: (812) 718-40-44
e-mail: borisovaAA@rosno.spb.ru
Тел: (812) 718-40-44
e-mail: borisovaAA@rosno.spb.ru