Как заставить сотрудников не воровать на работе?

Автор фото: "ДП"

"Деловой Петербург" продолжает серию материалов "Страна советов", благодаря которой читатели смогут узнать, как сделать свой бизнес успешнее. В сегодняшней "Стране советов" — рассказ о том, как обезопасить предприятие от расхищения сотрудниками собственности всех видов.

1. Тщательно изучите биографию сотрудника до его приема на работу, опасайтесь засланных вашими конкурентами казачков.
В частности, руководитель Агентства финансовой и правовой безопасности Павел Бородкин советует как можно тщательнее проверять кандидатов на работу в вашей компании на стадии найма, уделяя особое внимание обстоятельствам их ухода с предыдущей должности и общению с правоохранительными органами.
Недостаточно хорошая проверка кандидата может привести еще и к тому, что у вас заведется "крот" — расхититель интеллектуальной собственности.
Если вы начали замечать, что ближайшие конкуренты слишком оперативно перенимают вашу ценовую политику, комментируют сделки, заключенные вашей компанией, или вдруг некогда ваши сотрудники ровным строем переходят в другую компанию, — это явный признак того, что вы приютили засланного казачка.
2. Не воруют там, где налажена четкая система контроля оборота документации и хранения имущества, а сотрудники получают бонусы.
"Минимизировать риски мошенничества можно, если на предприятии есть четкая процедура прохождения и хранения документов и ценностей", — считает Павел Бородкин. По его словам, большую роль в борьбе с воровством играет и система поощрений и выплат бонусов менеджерам.
3. Не стесняйтесь ставить гриф "Коммерческая тайна" на соответствующие документы и извещать сотрудников о том, какая информация является конфиденциальной.
Работодатель ограничен в выборе способов наказания ушлого работника. Поэтому те возможности, которые дает Трудовой кодекс, нужно использовать эффективно. Конфиденциальная информация подлежит защите только в том случае, если в отношении нее введен особый режим, а работодателем приняты меры для ее сохранности.
"Круг сведений, которые не могут быть разглашены, должен быть определен работодателем и доведен до сведения работников, а на документ, подлежащий защите, необходимо нанести гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее правообладателя", — рассказывает Анна Иванова, юрист Baker & McKenzie. Режим коммерческой тайны в отношении документов предприятия должен быть утвержден приказом руководителя.
"Если процедура соблюдена, а работник разгласил конфиденциальную информацию, то руководитель может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора или увольнения, — говорит Анна Иванова. — В трудовой книжке при этом будет ссылка на причину увольнения: однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей — разглашение охраняемой законом коммерческой тайны".
4. Боритесь с атмосферой страха и недоверия на предприятии.
Специалисты компании Ernst&Young, ежегодно изучающие различные предприятия на предмет причин мошенничества, в специально выпущенной брошюре на эту тему советуют сотрудникам: "Любите друг друга". По оценкам специалистов, компании, в которых господствуют страх и недоверие, больше подвержены риску мошенничества.