Иномарки на плахе

Действующие импортные пошлины на иномарки будут продлены на 9 месяцев. Об этом заявил вчера вечером министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Соответствующее постановление правительства лежит на подписи у Владимира Путина.

"Все решения, которые необходимы для подписания этого постановления, приняты, оно подготовлено и предусматривает дальнейшую пролонгацию действующих условий по доступу на российский рынок как новых, так и подержанных легковых и грузовых автомобилей", - сказал он.
Министр пояснил, что действующие пошлины будут продлены на 9 месяцев, передает ИТАР-ТАСС. Режим действия повышенных импортных пошлин на иномарки прекращает свое действие с 12 октября.
По данным министра, введенные пошлины положительно сказываются на российской автопромышленности. Производство машин внутри России теперь преобладает над импортом, число работающих в автопроме сокращается, но планомерно. Впрочем, это не помешало заводу “ИжАвто” начать процедуру банкротства, ТагАЗу уволить несколько тысяч сотрудников и практически остановиться, а АвтоВАЗу - завершить первое полугодие с чистым убытком 14,1 млрд рублей, несмотря даже на все государственные дотации.
Однако, по данным Виктора Христенко, если в июне 2009 г. импорт подержанных легковых автомобилей упал в 14 раз по сравнению с прошлым годом, а импорт новых машин сократился в 4 раза, то производство автомобилей в России снизилось лишь в 2,1 раза. Если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% продаж, то в июне – уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин в стране стал преобладать над их импортом: в январе было импортировано 31,2 тыс. новых иномарок при объеме сборки в России на уровне 18,2 тыс. машин. В июне, наоборот, импорт новых иномарок составил 37,2 тыс. автомобилей, а объем внутреннего производства – 58,8 тыс.
Когда весь авторынок за первые полгода упал на 49%, продажи АвтоВАЗа упали на 41%. При работе меньше чем в половину своей мощности (350 тыс. автомобилей при мощности в 750 тыс) тольяттинский завод нарастил свою долю на рынке с 25,5% до 30%. И даже то, что этот показатель достигнут исключительно за счет искусственного наращивания разрыва в по сравнению с иномарками, не портит статистику в глазах российских властей.
Как ключевой аргумент в пользу продления высоких пошлин министерство называет увеличение доходов бюджета за счет сборов от импорта новых иномарок. В частности, в первом полугодии за счет повышения пошлин их собираемость выросла на 3,5 млрд руб. по сравнению с прогнозируемым объемом сбора в том случае, если бы они не были повышены.
Впрочем, у автоимпортеров пока есть слабая надежда, что постановление правительства, лежащее сейчас на столе у премьер-министра Владимира Путина, не будет подписано. Дело в том, что месяц назад Путин весьма критично высказывался по поводу эффективности заградительных пошлин на иномарки. "Не нужно иллюзий - сегодня никто не в состоянии заставить покупателя приобретать неконкурентный товар, товар вчерашнего дня: никакие уговоры и даже заградительные барьеры, таможенные пошлины, ввозные, по большому счету, не помогут", - сказал тогда премьер.