Зачем Сбербанк купил себе кусочек "Опеля"

История эта стала детективной. "Дженерал Моторс" раз пять или шесть менял свое решение на противоположное. За продажу "Опеля" русскому Сбербанку и канадской "Магне" выступали рабочие завода, правительство Германии и здравый смысл.

Если американский автогигант стал убыточным, то что–то из своей империи надо продавать, чтобы спасти остальное, но GM вел себя как собака на сене. Однако произошло. Дожали.
Но почему же GM так упирался, не желая продавать "Опель" инвестору Made in Russia? Чтобы понять суть упорства американцев, надо обратиться к истории. Когда "Опель" стал принадлежать янки?
Не будем вас мучить: "Дженерал Моторс" владеет "Опелем" с 1929 года. Посмотрите еще раз на эту дату. Гитлеровские солдаты ехали по Чехословакии, Польше, Франции на автомобилях, которые произвели американцы. По нашим Украине и Белоруссии парни в серых мундирах тоже катили, оказывается, на американской продукции. Согласитесь, любопытно.
Уже за одну возможность вспомнить пикантные истории восхождения Адольфа Гитлера к власти на деньги американских и британских монополий мы должны быть признательны Герману Оскаровичу Грефу. Но суть проблемы глубже. Контроль над основными производственными активами страны дает контроль и над самой страной.
Над ее политикой и ее будущим. Когда США в конце 20–х годов прошлого века влили многомиллиардные инвестиции в промышленность Германии, то делали это с практической целью. Она была очень простой — создать (воссоздать) мощную военную державу, руками которой оптом навести в Европе нужный англосаксам порядок. Доминированию Великобритании и США в тот момент мешал только СССР. Вот на погибель нам и шли "инвестиции" в германскую промышленность.
И только когда немецкая индустриальная мощь вновь стала расти, к власти в 1933 году с соблюдением всех канонов западной демократии привели того, кто должен был повести немецкую армию на Восток.
Контроль над промышленными активами — великая вещь. И терять его не хочется. Американцам. А Германии очень даже хочется, чтобы заокеанские "друзья", широко улыбаясь, держали их за горло не так сильно. И для этого создается "консорциум" инвесторов. Канадская компания и российский банк.
Я убежден, что в глубине владельцев "Магны" англосаксов найдено не будет. И именно поэтому так сопротивлялись янки. Ведь итог для США печален — потеря контроля над предприятием оборонного значения. Россия же не меньше Германии заинтересована в планомерном выдавливании Вашингтона откуда только можно. Кроме того, наши плюсы и в том, что за обесценивающиеся доллары мы покупаем реальное производство. Доллар может рухнуть и исчезнуть, но заводы в Германии вряд ли. А американцам за эти активы всучили их же ничем не обеспеченные зеленые бумажки.
По чисто политическим причинам и упирались американцы. Все что угодно, но только не продажа русским. Ведь союз России и Германии еще со времени Бисмарка главный кошмар англосаксов. Пришлось Герману Грефу даже заявить, что потом Сбербанк продаст купленный пакет акций, ничего не помогало. Американцы стояли насмерть. Но вот случилось. Дожали. Хотя еще вчера в заголовках новостей было коротко и ясно: "Опель" не продается".
Что же произошло за эти сутки? Почему США поменяли свое решение на благоприятное для России, что или кто на них повлиял, останется тайной. Но это точно не экономика самого концерна GM, потому что миллиардами долларов за сутки не разбрасываются.
С утра в новостях: GM пришел к выводу, что имеет все финансовые возможности удержать в своей структуре "Опель" и "Воксхолл". А вечером того же дня Ангела Меркель уже выражала радость от того, что "Опель" меняет владельцев. С чем я вас и поздравляю.
Но GM все же оставил себе 35% акций. Думаете, ему нужны автомобильные платформы? Нет, США нужно оставить дверь открытой. Сунуть туда ногу. Вдруг возникнет необходимость пропихнуть туда все тело.