Аварии в техногенно-коррупционом стиле

Безопасность Август для России оказался если не черным, то мрачным. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и падения «Су-27» в Московской области заговорили о том, что Россия входит в технологический коллапс. На что президент Медведев в лучших традициях российских президентов емко отрезал: «Брехня». Может, оно и так, но подобные трагедии будут случаться и дальше.

Причины, по которым обваливаются дома, взрывается бытовой газ, совершают аварийные посадки или сталкиваются самолеты, на шахтах, гидро- и теплоэлектростанциях происходят аварии, называют самые разные. От метафизических (биологическая энергия объекта и связанное с ним «напряжение») до политико-экономических и национально-психологических.
Но самые очевидные -- высокая изношенность основных фондов (по разных оценкам, в разных секторах экономики она составляет от 40 до 60%), законы физики (движения, происходящие в земной коре) и человеческий фактор.
Опять коррупция
Директор Института исследования природных и техногенных катастроф Удмуртского госуниверситета профессор Владимир Колодкин в постановке диагноза российским техногенным катастрофам категоричен: «Главный фактор -- коррупция. Даже если специалисты предприятий хорошо владеют вопросом безопасности, они предпочитают не соблюдать ее, а продаться по дешевке и подписать бумажки, мол, все исправно.Думаете, те, кто работает на Саяно-Шушенской ГЭС, не знали, что происходит на станции? Конечно, знали.
Второй фактор -- российское разгильдяйство, надежда на авось. Третий -- общие падение уровня образования. И, конечно, на все это накладывается стареющее оборудование».
Нет, политика
«Основных причин катастроф несколько. Первая -- политическая. За 5 лет моего общения со всеми структурами власти, от представителей администрации президента РФ до сотрудников Российской академии Наук и МЧС, я выяснил, что в России до сих пор непонятно, кто отвечает за научное прогнозирование аварий и катастроф.
У меня есть официальное письмо из администрации Санкт-Петербурга (мы вместе плотно работали на тему прогнозирования катастроф несколько лет), из которого следует, что МЧС должно в определенной степени участвовать в формировании прогнозов. Но ни одного документа в МЧС, где написано, что оно отвечает за научные прогнозы, никто мне не показал, его нет в реальности. В РАН мне честно признались, что у них никто не занимается и не собирается заниматься научным прогнозированием аварий и катастроф», -- рассказывает независимый петербургский ученый Александр Захаров. Не менее важно, по мнению Захарова, то, что, согласно позиции РАН, официальная наука считает, что катастрофы прогнозировать в принципе невозможно. «Официальная наука базируется на том, что в природе главенствует хаос и предугадать аварии и катастрофы нельзя». Ученый же ставит под большое сомнение этот постулат.
Все дело в физике
Не нужно искать политику и мистику там, где происходит непонимание элементарной физики, считает Адам Гликман, директор научно-технической фирмы «Геофизпрогноз» про техногенные катастрофы вообще и про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в частности. «Техногенные катастрофы бывают разные, а значит, работают разные законы, но так получается, что большинство катастроф происходит в одних и тех же зонах -- зонах тектонических нарушений», -- говорит Гликман.
Без гармонии
Александр Захаров называет себя специалистом по прогнозированию аварий и катастроф и уже многие годы, собственно, этим только и занимается. И тем самым, как он уверяет, предотвращает их появление.
Александр создал web-сайт life-planet.ru, на котором размещает свои прогнозы, здесь также собрал архив по техногенным катастрофам, произошедшим в мире за последние 3 года.
По словам ученого Захарова, он знает, где и каких катастроф можно ожидать. Вероятность возникновения аварии на том или ином объекте, по его мнению, зависит от так называемого напряжения -- биологической энергии объекта. Как объясняет Захаров, она в основном формируется в момент строительства, создания объекта: «Поэтому я считаю, что потенциальная опасность никак не зависит от возраста объекта. В тех объектах, которые были построены до начала 1990-х годов, в десятки раз больше заложено гармонии и стабильности, чем во все современные сооружения: эти построены с большим коммерческим, психологическим, энергетическим напряжением, поэтому несут в себе большой раздражитель и потенциал для будущих катастроф».
Ученый также полагает, что между техногенными катастрофами и социально-политической обстановкой в стране прослеживается четкая связь. Нестабильность, общее раздражение -- все это может приводить к техногенным катастрофам. «К примеру, из слабых регионов, в которых неустойчивая ситуация, раздражение перетекает в сильные регионы. К примеру, если завод в одном городе хорошо работает, а на заводе в соседнем городе начинают массово увольнять рабочих, то волнение перекидывается и на благополучный завод. А нервное напряжение не дает нормально работать людям и может приводить к внештатным ситуациям», -- поясняет Захаров.
Прибыль
Кому могут быть выгодны катастрофы? «В России ежегодно происходит порядка 80 тыс. разрывов газо- и нефтепроводов. И мы делали специальные демонстрационные измерения, чтобы показать, что все прорывы происходят именно в зонах тектонических нарушений.
Но, когда мы сделали доклад об этом в Томске на конференции пару лет назад, нам, конечно, похлопали, но в перерыве подошли и сказали: «Мужики, вы что, с ума сошли? Если прекратятся эти аварии, мы же все погибнем, ведь Москва отбирает все деньги настолько, что нам не на что обслуживать эти трубопроводы, нам не на что людей отправить в отпуск, но, когда рванет, то деньги сразу появляются». Кстати, это касается всех трубопроводов. Так выгодно или нет?»
Выход
Система страхования особо опасных объектов, по логике, должна работать как превентивная мера. Но, чтобы это происходило, нынешний закон, по мнению страховщиков, требует корректировки.
«Сегодняшнее законодательство о защите особо опасных объектов не отражает реальности. Что нужно? Первое -- страховые суммы по гражданской ответственности должны быть другими, сейчас они слишком малы. Второе -- необходим действенный контроль за выполнением закона. И, в-третьих, у предприятий должны быть мотивации выполнять закон», -- добавляет президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский.
Крупнейшие техногенные катастрофы в России за последние 10 лет
Гибель «Курска»
Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году подводная лодка К-141 «Курск» вела скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолеты которого наносили удары по Югославии. В результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений, лодка затонула на глубине 108 м в Баренцевом море. По официальной версии, причиной гибели «Курска» стал взрыв торпеды на борту подлодки. 118 человек, находившиеся на борту «Курска», погибли.
Аварии на газопроводах в Ленобласти
Техногенная катастрофа в Москве.
25 мая 2005 года из-за многочисленных аварий на подстанциях отключилось электричество в большей части районов Москвы, 25 городах Подмосковья, Подольске, в Тульской и Калужской области. Без электричества остались дома и промышленные объекты. На некоторых опасных производствах произошли аварии. Была остановлена работа Западной водопроводной станции, которая обслуживает четверть населения Москвы. Ответственность за происшествие и его последствия взяло на себя руководство энергетической компании -- РАО «ЕЭС России». Москва оценивала ущерб от катастрофы в 1 млрд 708 млн рублей, а Московская область -- в 504 млн рублей.
Авиакатастрофа в Перми
При заходе на посадку в Перми самолет марки Boeing 737-500, следовавший по маршруту Москва -- Пермь, потерпел крушение в ночь на 14 сентября 2008 года. Все 88 человек, находившиеся на его борту, погибли. Самолет упал в черте Перми, однако не задел жилые дома и не привел к гибели людей на земле. Официальной причиной гибели самолета названа потеря пространственной ориентировки экипажем.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
В ночь на 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии в ходе ремонтных работ на одном из агрегатов произошла техногенная катастрофа. Были разрушены третий и четвертый водоотводы, стены, подтоплено машинное отделение. В результате аварии произошли перебои с подачей энергии на Кемеровский завод ферросплавов. Проведено отключение Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, снижена нагрузка на Красноярский и Новокузнецкий алюминиевые заводы. В результате катастрофы погибло около 90 человек. Ущерб оценивается в несколько миллиардов рублей. Прорыв плотины ГЭС уже происходил в 2006 году -- тогда затопило несколько деревень.
Крупнейшие техногенные катастрофы в Петербуге и Ленобласти за последние несколько лет
Аварии на газопроводах в Ленобласти
С июля 2007-го по декабрь 2008 года на эксплуатировавшихся структурой «Газпрома» -- ООО «Лентрансгаз» (с 1 января 2009 года -- ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург») газопроводах в Ленобласти произошли три крупных аварии. 26 июля 2007 года -- разрыв газопровода недалеко от пос. Лаврики Всеволожского района Ленобласти. 13 января 2008 года взрыв газопровода в Тосненском районе (90 км от Петербурга). 24 декабря 2008 года в Волховском районе области в районе деревень Ульяшево и Панево произошел взрыв на 700-м метре ответвления трубопровода Грязивец -- Петербург.
Разлив нефтепродуктов в Неве
5 июня 2008 года в Неве затонуло судно-бункеровщик, в трюмах которого находилось ориентировочно от 35 до 40 т дизельного топлива.
Судно стояло у 17-го причала Невского грузового района в Уткиной Заводи. Из-за того что в машинном отделении сработала сигнализация, его начало затапливать. Судно село кормой на дно, над водой торчал лишь нос. Несмотря на все усилия­ аварийных служб, около 200 кг нефтепродуктов попали в Неву. На следующий день судно подняли из Невы.
Падение башенного крана в Петербурге
27 февраля 2007 года на Камышовой ул. Петербурга на жилой 12-этажный дом упал башенный высотный кран с расположенной по соседству новостройки, принадлежащий ООО «Строймеханизация -- XXI». Прорубив фасад, металлическая конструкция крана развалилась на куски. Семь квартир получили серьезные повреждения. Трое жильцов дома, в том числе грудной ребенок, погибли, еще двое серьезно пострадали. Ущерб в результате падения крана оценивался в сумму более 7 млн рублей.
Взрыв в промзоне неподалеку от Северной ТЭЦ в Ленобласти
11 июня 2009 года на производственной площадке компании «Авантек» в промышленной зоне близ поселка Кузьмоловский Всеволожского района (неподалеку от Северной ТЭЦ) прогремел взрыв. В результате четыре человека погибли и двое пострадали. Взрыв произошел во время работы пресса, который перерабатывает металлические обломки в брикеты. Не исключается версия того, что среди мусора могли оказаться боеприпасы времен Великой Отечественной войны.