Искусство будит силу

СПб. «Жаль, что вы пришли так поздно, многие экспонаты уже разрушены», -- запросто можно услышать от куратора выставки, проводящейся в бывшем здании промышленной фабрики.

Именно такими словами встретила корреспондентов «ДП» Анастасия Шавлохова, куратор выставки «Пространство тишины», недавно проводившейся в бывших цехах фабрики «Красное знамя».
Владелец здания предприниматель Игорь Бурдинский на 2 недели на безвозмездной основе позволил галеристам заполнить два этажа здания фабрики живописными работами, аудио- и видеоинсталляциями, скульптурами и объектами, а также редимэйдами (композиции, составленные из предметов повседневного обихода и выдаваемые за произведение искусства. -- Ред.), найденными прямо на территории фабрики «Красное знамя».
Язык современности
«Посетители выставки не понимают, что это искусство, они подходят, отламывают куски от экспонатов, могут наступать на них, наша публика еще не готова к такому искусству», -- рассказывает Анастасия Шавлохова, прогуливаясь вместе с нами по залам выставки.
Действительно, петербуржцам, которых в детстве водили в Эрмитаж и Русский музей, наверняка сложно воспринимать как экспонат, например, невысокую длинную платформу, усыпанную мелкими шариками пенопласта, на которых периодически сами собой возникают вмятины размером с человеческую стопу -- будто кто-то по ней идет. Этот экспонат выставки назывался «Путь» и, по словам Анастасии Шавлоховой, пользовался большой популярностью среди публики, которая любит на ощупь оценивать произведения искусства. «Люди ходили по этой платформе, разбрасывали пено­пласт», -- негодует Анастасия Шавлохова. Нарушают традиционные представления о выставке и прочие экспонаты: висящий посреди комнаты резиновый колокол с резиновым же языком, который издали выглядит как настоящий, или чучело, удивительно похожее на человеческую фигуру, мирно спящую на столу. «Когда некоторые посетители пытались что-то сломать, а я пытался их остановить, они меня отстраняли со словами: «Я -- человек мира!» -- вторит ей смотритель выставки Александр. -- А одну барышню, перед посещением выставки, видимо, употребившую вещества, расширяющие сознание, которая билась об стену возле одного из экспонатов, пришлось выводить на свежий воздух». При этом останавливать разгорячившихся посетителей выставки было в общем-то некому, постоянно в ее залах дежурил только один охранник. Бюджет выставки, кстати, всего 70 тыс. рублей, и вход был бесплатным.
-- Что можно сделать для воспитания культуры поведения на подобных выставках у россиян? -- спрашиваю я у Анастасии Шавлоховой.
-- Только увеличивать количество таких выставок, но для этого нужны заинтересованные люди и финансовая поддержка, -- говорит она. -- А мы недавно обращались в один из комитетов Смольного, они нам сказали: «Возьмите кредит в банке, организуйте выставку, если все пройдет хорошо, мы вам дадим деньги на погашение этого кредита». Естественно, мы отказались.
Основное место работы Анастасии Шавлоховой -- Центр современного искусства «Винзавод» в Москве. По ее словам, в столице России культура поведения на подобных выставках уже сложилась, просто потому, что проводятся они чаще.
Уважение к хрупкости
Мария Ромашева, генеральный директор выставочного центра «Лофт-проект «ЭТАЖИ», также разместившегося в здании бывшего предприятия, узнав о реакции петербуржцев на выставку «Пространство тишины», удивилась. «Мы теряемся в догадках, думая о произошедшем на выставке в бывшем здании фабрики «Красное знамя», -- говорит она. -- С нашей публикой таких ситуаций никогда не было. Например, сейчас в галерее «Глобус» центра «Лофт-проект «ЭТАЖИ» проходит выставка Евгения Антуфьева, на которой все экспонаты очень хрупкие. За период выставки ни один из них не пострадал. На наш взгляд, публика в Петербурге очень культурная и вежливая!»
Куратор выставки «Пространство тишины» Анастасия Шавлохова рядом с одним из экспонатов.
все Фото: михаил смотров
Один из самых запоминающихся экспонатов выставки «Пространство тишины».
Не все петербуржцы, по отзывам галеристов, готовы к такому искусству.
Кстати
Эстеты обживают промпредприятия
В планах владельца территории и зданий фабрики «Красное знамя» Игоря Бурдинского -- отдать здание бывшей ТЭЦ предприятия под Центр культуры «Красное знамя» площадью 6 тыс. м2. Центр откроется не раньше чем через 10 лет.
В бывшем здании Смольнинского хлебозавода в Петербурге расположился лофт-проект «Этажи», а на бывших площадях одного из оборонных предприятий города на углу Непокоренных и Гражданского -- галерея «Сквот непокоренных».