Загородный рынок: удачное время для покупки

В центре загородного домостроения "Жизнь за городом" 14 июля газета "Деловой Петербург" и портал Dprealty провели круглый стол "Рынок загородной недвижимости: ждать второй волны кризиса или действовать немедленно". Участники дискуссии выяснили, есть ли на рынке покупатели, сколько и за какие объекты они готовы платить.

Несмотря на общую панику по поводу кризиса, участники дискуссии единогласно отметили сохранение активности на рынке загородной недвижимости. Изменились предпочтения, и ужесточились требования покупателей. Но те, у кого есть потребность в загородных объектах, не откладывают покупку на потом. Участники считают, что сейчас самое удачное время для совершения покупки, поскольку на рынке огромный выбор объектов по цене, качеству строительства, размеру и рельефу участка и другим параметрам.
Основная проблема, с которой столкнулись застройщики, — отсутствие финансирования. Недоступны ни кредитные средства, ни средства дольщиков, которые больше не готовы покупать объект на начальном этапе строительства.
"Сегодня вкладывают деньги в те объекты, в которые можно въехать уже практически на следующий день. Поэтому зачастую спрос уходит на вторичный рынок, — комментирует Марина Карпихина, руководитель департамента развития компании "Родэкс Северо–Запад".
Преимущества вторичного рынка состоят не только в том, что покупатель видит уже готовый объект и может проверить качество строительства, но и в том, что цена на объекты вторичного рынка субъективна и в связи с этим может быть значительно снижена. В отличие от первичного рынка, где застройщик не может опуститься ниже определенного порога рентабельности.
"Раньше на вторичном рынке продавцы очень сильно завышали цены. Сегодня они готовы идти на снижение. Иногда они снижают цены до 30%", — отмечает Людмила Юшина, руководитель направления загородной недвижимости АН "Прогаль".
Сегодня выживает тот, кто может подстроиться под новые условия рынка. Не имея финансирования, многие застройщики "замораживают" свои объекты. Другие идут на изменение концепции проектов. Многие коттеджные поселки переориентировались на продажу участков с подрядом, благодаря чему покупатели имеют возможность снизить свои риски.
"К нам также выходят с такими предложениями, и в настоящее время мы рассматриваем возможность такой схемы при строительстве второй очереди нашего коттеджного поселка", — комментирует Марина Карпихина.
Владимир Поручиков, генеральный директор ГК "Канадский дом" (компания работает с частными заказчиками), отмечает, что с началом кризиса количество заказов не уменьшилось. "Рентабельность сильно снизилась, но нам выгоднее работать в ущерб марже, чем останавливать производство", — комментирует Владимир Поручиков. Основной портфель заказов — дома площадью 120–170 м2, при стоимости 1 м2 18 500 рублей.
Наибольший провал сегодня наблюдается в продажах объектов средней цены. Спрос сохраняется на дешевые объекты и "элиту".
"Спрос сейчас сместился в сторону дешевых объектов. До 60% наших продаж составляют объекты стоимостью до 750 тыс. рублей. Основная масса продаж сейчас происходит в отдаленных от города районах. Очень популярен Волховский район, где процент сделок превышает докризисный уровень продаж, и в общей массе наших сделок продажи по Волховскому району составляют 18%. Тем не менее есть покупатели и элитной недвижимости. Недавно мы продали дом за 60 млн рублей", — отмечает Людмила Юшина из агентства недвижимости "Прогаль".
Валерий Герасимов, генеральный директор компании "СтройСервис" (застройщик коттеджных поселков "Ясное" и "Белое озеро"), также отмечает наличие спроса на элитные объекты. "В этом году мы продали три объекта средней стоимостью 30–40 млн рублей", — говорит Валерий Герасимов. Марина Карпихина отмечает, что их компания продала 80% объектов в первой очереди коттеджного поселка "Сторожевая гора", стоимость которых составляет от 5,5 млн рублей. Несмотря на то что большая часть объектов была продана до начала кризиса, в кризис сделки тоже продолжают совершаться.