Экс–президент "Ситроникс": "Инновации будут не прихотью чудаков"

Автор фото: Trend
Евгений Уткин

Евгений Уткин, экс–президент ОАО "Ситроникс", а ныне венчурный инвестор, рассказал о том, какие технологии выстрелят в ближайшие 3–5 лет, и об интерпренерах, которые строят бизнес в стиле джаз.

"ДП": Евгений, как вы думаете, какие инновационные продукты будут востребованы в ближайшее время?
Е.У.: Есть два тренда, которые будут формировать будущее, — экология и здоровье. Мы вдоволь поиздевались над матушкой–природой, и она может ответить. Поэтому развитие "зеленых" технологий неизбежно. Второй тренд различается для развитых и развивающихся стран. "Золотой миллиард" волнует здоровье и долголетие, поэтому будут развиваться технологии, которые позволяют производить экологичную пищу и продлевать жизнь.
Что касается развивающихся стран, в них будут востребованы технологии, которые позволят накормить многомиллиардное население стран Юго–Восточной Азии. На мой взгляд, бизнес станет более человечным. В новых условиях человек и человеческий капитал будут значить больше. Вообще, время кризиса — это время Евгений УткинЕвгений Уткинпридумывать вещи, которые выстрелят через 3–5 лет.
"ДП": Что выстрелит?
Е.У.: Это будет что–то совсем новое. В прошлом веке (до кризиса) мы оценивали бизнес внутри индустрии, сравнивая себя с "братьями по цеху". Кто–то строил вертикально интегрированные компании, кто–то фокусировался на отдельных сегментах цепочки добавленной стоимости. Все помнят пример, когда внутри IT–индустрии IBM проморгал момент рождения персональных компьютеров, закрыв свое соответствующее подразделение. Так появились Microsoft и Intel, которые вот уже 30 лет определяют IT.
В данном случае новая идея и, соответственно, новые лидеры родились внутри отрасли. Но на зрелом этапе развития, когда рынок уже структурирован и консолидирован, новые идеи приходят извне. Первой ласточкой было появление компании Google. Google — это абсолютно новый взгляд на потребности пользователей IT.
Во времена кризиса стоит ожидать революционных изменений в устоявшихся представлениях об отраслевом устройстве экономики. Я думаю, в перспективе ближайших 5–10 лет появятся новые имена не только компаний, но и индустрий.
"ДП": Какие должны быть предпосылки для появления инноваций?
Е.У.: В том, что касается инноваций, есть много иррационального. До последнего экономического катаклизма самым важным параметром была скорость: скорость разработки идеи, доведения до продукта, выведения на рынок. Это получалось лучше у тех, у кого было больше свободы в принятии решений, в финансировании, в передвижении.
"Быстрый или мертвый" — рецепт от одного из самых успешных предпринимателей всех времен — одного из основателей Intel Энди Гроува. Что будет завтра и какие рецепты для появления инноваций — та же свобода. Только теперь это прежде всего свобода от стереотипов, которые были созданы вчера, во время уходящего в историю этапа развития мировой экономики.
"ДП": Но ведь мало кто думает новаторски. Или сдаются, уходят из бизнеса, или ждут, когда все "наладится".
Е.У.: Есть три волны развития постсоветского бизнеса. Первые капиталы в России построены на развале СССР. Важно было просто оказаться в нужном месте с нужными связями. Вторая волна построена на приватизации, по сути, это то же самое. Третья — земля, недвижимость. До сих пор реально не было потребности в инновациях, почти никто не сталкивался с конкуренцией. Основным мерилом успеха были баррель и квадратный метр. Но уже завтра инновации будут не прихотью чудаков, а реальной необходимостью, способом выживания в реальной глобальной конкуренции, которая только наступает в нашем регионе.
"ДП": Бизнес, связанный с квадратными метрами, закончился несколько месяцев назад. Русская ментальность помогает или мешает инновациям?
Е.У.: У нас всегда существовала проблема дефицита интерпренеров — не людей, которые придумали что–то, а тех, которые, понимая технологию, предугадывая потребности, могут найти для этого рынок сбыта, построить бизнес.
В чем успех Силиконовой долины? Были созданы такие условия, что новатор очень быстро мог стать публичным миллионером. Статус и деньги в короткий срок — основной двигатель бизнеса. В России же есть традиция, когда человек что–то делает, расправляет крылья, опускать его на землю.
Следующая проблема — проблема разделения полномочий между владельцами и управленцами. Типичный портрет моих коллег по бизнесу: технарь, инженер 15–20 лет назад основал компанию и с тех пор ею руководит. В нашей индустрии нет традиции разделять владение и управление. Попытки российских ФПГ создать "карманную" хай–тек–компанию тоже не увенчались успехом, правила из "бизнеса квадратных метров" не работают в инновационном.
Структура управления в инновационном бизнесе проста и имеет четыре столпа: вдохновляющий руководитель, который превращает мечту в цель, мотивированная команда менеджеров–партнеров, которая совместно разрабатывает стратегию достижения цели, свободные от мысли о кнуте и вдохновленные пряником сотрудники компании, которая имеет "великую миссию", и владельцы (инвесторы), думающие не только о квартальных показателях.
Инновационный бизнес невозможен без свободы, это бизнес в стиле джаз. В России же структура компаний копирует государство, это с ХIХ века так. Интерпренер задает тему, провоцирует в хорошем смысле, возбуждает своих партнеров и коллектив на джем–ейшн. Помимо свободы у человека должна быть впереди какая–то морковка — великая цель. Интерпренер же перекладывает эту мечту в конкретную цель и рисует стратегию.
"ДП": Рынок IT первым из всех отраслей бизнеса глобализировался. Какие есть преимущества и недостатки глобальных рынков?
Е.У.: Я считаю, что национального бизнеса вообще не может быть. В IT–сегменте не существовало ни монополии, ни олигополии. Мировая индустрия IT консолидирована. Есть Intel и Miсrosoft, IBM и Oracle. 90% маржи в цепочке добавленной стоимости находится в этих компаниях. Нам остается 10% — донесение сервиса до конечного потребителя, нишевые продукты, интеграция решений.
И здесь мы конкурируем с мировыми компаниями, верящими в наш рынок, но мы имеем преимущество в малом и среднем бизнесе и в бизнесе, регулируемом государством. Проблема последнего — слишком мало маржи остается непосредственно исполнителям проектов. Опять же — традиции, описанные еще Николаем Васильевичем Гоголем. В футболе плохая погода повышает шансы на победу менее профессиональной, но более мотивированной команды. Я верю в будущее хай–тек–компаний из нашего региона, кризис поможет.
"ДП": По какому принципу вы выбираете активы, в которые инвестируете?
Е.У.: В жизни ты делаешь то, что приносить тебе fun, или деньги, или комбинацию из этих двух составляющих, которая на данный момент тебя устраивает. Я пытаюсь пробовать то, что в нашем регионе может выстрелить через несколько лет. Есть несколько проектов в Израиле, Штатах, Канаде, связанных с альтернативными технологиями, микроэлектроникой, программным продуктом. Всю свою бизнесовую жизнь я проповедую "эффект машины времени": мы можем что–то придумать, разработать, но не можем предугадать, что будет востребовано на рынке. Постсоветские страны отстают с точки зрения потребления.
На развитых рынках продукты, сервисы выводились раньше, чем они востребованы здесь. Поэтому у меня был принцип инвестировать в актив за рубежом, а ресурсный центр, центр разработки делать здесь. Тогда появляется возможность, с одной стороны, оптимизировать затраты, предугадывать, что будет востребовано здесь, на этом рынке, через несколько лет, и учиться продавать. Когда мы начнем предугадывать, что нужно рынку, освоим инновации не только в технологиях, но и в управлении — это будет более интересная комбинация. К тому же сейчас, во время кризиса, можно покупать активы за рубежом по доступной цене.
"ДП": Кризис — это время инвестировать?
Е.У.: Кризис — это время мечтать и строить долгосрочные планы. Сейчас важно без лишней суеты (на этом этапе — без советов от Энди Гроува) искать новые возможности, они обязательно появятся. Осенью их будет гораздо больше.
"ДП": Какое, на ваш взгляд, в России соотношение тех, кто мечтает, и тех, кто реализует мечты?
Е.У.: Не верю ни в одну большую идею, где один кто–то мечтает, а остальные реализуют. Только тогда, когда мечта станет предметом достояния команды, когда критическая масса работников компании проникнется этой мечтой, можно реализовать любую, даже самую безумную идею.
Помните, у Тарковского в "Сталкере" сцена у порога той самой комнаты: исполняются только самые искренние желания. Чтобы не произошло так, как это случилось с Дикобразом, нужно знать, что это именно то, во что ты веришь, не обманывать самого себя, собирать команду и реализовывать.