Чужих детей не бывает

Данная творческая работа стала победителем в конкурсе по социальной журналистике, который проводил Центр развития некоммерческих организаций среди студентов факультетов журналистики вузов Санкт–Петербурга. Наградой автору, студентке 3–го курса факультета журналистики СПбГУ Дарье Охрименко, стала публикация в рубрике "Благотворительность" портала DP.ru.


"Ты делала мне сюрпризы, а теперь я тебе сделала" — так мать объявила своей дочери, что она больше не мать.
Маленькой Кате 13 лет. У нее был дом, была мама, отчим, братишка. А теперь у нее ничего нет, кроме казенной кроватки, клетчатого одеяла и воспитателей детдома. Ее мать отказалась от родительских прав. Пошла в суд, написала заявление и сдала ребенка в детдом. Не сошлись характерами. Катя — трудный подросток, а у нее другая семья.
Для того чтобы узнать, что теперь ждет Катю, я отправилась в один из питерских детских домов, чтобы своими глазами увидеть, какова участь детей–сирот.
За дверью с домофоном
Пока мое воображение рисует картины из Диккенса, ноги ведут меня прямиком к двухэтажному зданию конца XIX века. Дверь открывает вахтерша. И предупредив, что ждать придется долго, советует присесть.
Вахтерше глубоко за 60. Крашеные рыжие волосы, красная помада, тапочки в тон. И крайне любопытный взгляд. Она смотрится гармонично на фоне казенной желтоватой краски, толстым слоем покрывающей лестницу периода эклектики, и стульев, дышащих на ладан. Ее облик не противоречит запаху манной каши.
За спиной шушуканье: девочки лет пятнадцати сплетничают. Открывается дверь, вбегает мальчишка. Улыбается, лопочет что–то вроде "здрасссе", объясняет, что был у друга, поэтому опоздал. С любопытством оглядывает меня. Вахтерша говорит мальчику, чтобы не задавал глупых вопросов и бежал на обед.
Стук каблуков. Моложавая женщина, заместитель директора, ведет меня к хозяйке детского дома. По дороге сначала заглядываем в центральный зал, где находятся витрины с кубками, дипломами и наградами воспитанников. А потом в комнату, где мальчики 9–10 лет дружно смотрят телевизор.
Чужие родные дети
"У нас не просто детский дом, а профилакторий. То есть здесь живут не только дети–сироты, но и дети, чьи родители временно оказались в трудной ситуации. Они могут на срок до 40 дней оставить здесь ребенка и не волноваться, зная, что он будет накормлен, одет, умыт и отведен в школу", — говорит Надежда Алехина, директор детского дома–профилактория №26.
Сегодня более чем половина воспитанников детдома — сироты, которых родители не заберут через 40 дней, поэтому для большинства детей семья — это работники детского дома. Изо дня в день они учат, лечат, кормят, будят по утрам и читают сказки перед сном чужим детям, как своим.
"Весь персонал дома любит наших детей, и поэтому от детей есть отдача", — говорит директор. "Например, недавно младшие воспитанники были на экскурсии в Петродворце. Набегались, устали. И один из мальчиков сказал: "Как хорошо, что скоро поедем домой". А это дорогого стоит. Или, например, один из наших выпускников служит сейчас по контракту на Камчатке. Как только увольнение — приезжает к нам. А летом ходили на свадьбу к одному из выпускников. От детского дома благодаря спонсорам подарили молодым стиральную машину и деньги на свадебное путешествие. Я была посаженной матерью со стороны жениха. Недавно у молодых родился малыш. Сейчас ему требуется массаж, и его делает наша медсестра. Это наш внук", — гордится своими воспитанниками Надежда Алехина.
Улыбки с другого полушария
Ребята из детского дома учатся в районных школах, общаются с детьми из обычных семей. Они ездят на олимпиады, участвуют в конкурсах. Конечно, понимание того, что надо учиться, приходит не ко всем и не сразу. Прогулы, двойки, не сошлись характером с учителем, не понравился предмет или солнышко так ярко светит, что на физике не усидеть.
Работники детдома стараются делать все, чтобы дети чувствовали себя комфортно среди сверстников. Для воспитанников детдома проводятся психологические тренинги, адаптационные игры. Например, на уроке информатики можно рассчитать бюджет. Ребенок задает размер зарплаты, а потом расписывает, сколько он может потратить на еду, на коммунальные услуги, на развлечения и т.д. А компьютер выдает ему резюме, где в шутливой форме говорится, что в расчетах верно, а что несовместимо с реальной жизнью.
"Мы называем воспитанников детьми, но их не просим называть себя матерями. Мать будет та, что усыновит или удочерит. Почти за 15 лет существования детского дома детей усыновляли не раз, но не наши сограждане, а американцы. Возможно, это связано с тем, что все хотят грудничка, чтобы выглядел как родной", — говорит Надежда Алехина.
И я понимаю, что обрести новую семью в России почти совсем уже взрослой Кате не удастся…
Директор детского дома показывает альбомы, где ее воспитанники посылают ей улыбки с другого полушария. Красивая девочка–блондинка совсем по–американски улыбается рядом со своей семьей. А вот мальчик в голубой курточке с кубком победителя в руке. Или вот мальчик–подросток играет в футбол на лужайке и тоже улыбается по–американски. Многие бывшие воспитанники приезжают со своими новыми семьями в гости, с кем–то работники детского дома переписываются через "Контакт".
После встречи
Я прощаюсь с директором. Коридоры, лестница. Первый этаж. Знакомая вахтерша. "Ну что, понравилось?" — спрашивает она и улыбается. Говорю: "До свиданья". Тяжелая дверь. Уже нет дождя, но ветрено.