Мировой финансовый кризис, который затронул Россию с некоторым опозданием, оказал на отечественную экономику негативное влияние через два ключевых фактора: во-первых, через снижение цен и спроса на сырьевые товары (основная составляющая экспорта России), во-вторых, через снижение доступности зарубежных кредитов.
Снижение цен на сырьевые товары (прежде всего, нефти)
оказывает значительное влияние, как на состояние крупнейших отечественных
сырьевых компаний, так и на такие макроэкономические индикаторы, как платежный
баланс, дефицит/профицит бюджета, курс рубля к основным мировым валютам,
значения фондовых индексов. Поэтому ситуация с динамикой цен на нефть всегда
вызывает большой интерес в обществе, в том числе среди политиков и
экономистов.
Если обратиться к статистике цен на нефть за последние годы,
то можно отметить рост номинальной среднегодовой цены марки WTI от примерно $26
в 2002 году до $100 в 2008 году. Данный период характеризовался самыми высокими
темпами роста цен на нефть со времен Войны Судного дня. Напомним, что в 1973-74
годах, потерпев поражение в этой войне, арабские страны решили сократить добычу
нефти на 5 млн. баррелей в день, с целью «наказать» Запад за поддержку Израиля.
В результате введения эмбарго странами ОПЕК средняя цена нефти увеличилась
приблизительно с $2 в 1972 году до $11 в 1974 году.
Последняя волна быстрого повышения цен на нефть началась в
2003 году, после вторжения США и их союзников в Ирак и усугубления политического
кризиса в Венесуэле.
11 июля 2008 года нефтяные цены достигли своего пика в $147
(цена марки WTI), после чего последовало резкое снижение цены, которое
закончилось в конце 2008 года на отметке немногим более 30$ за баррель.
Далее мы увидели повышательную коррекцию цен на фоне
сокращения квот странами ОПЕК и появления первых позитивных данных об экономике
США.
В настоящее время можно услышать абсолютно полярные точки зрения относительно дальнейшего направления движения нефтяных цен. Однако важно отметить, что большинство средне- и долгосрочных прогнозов цены нефти, которые делаются авторитетными международными организациями, часто оказываются далеки от реальности.
Среди факторов, предопределяющих высокую волатильность и
сложность прогнозирования нефтяных цен, можно выделить следующие:
1. в кратко- и среднесрочном периоде – низкая эластичность спроса и
предложения нефти по цене;
2. действия биржевых спекулянтов, значительная доля рынка "бумажных" фьючерсов;
3. недостоверные статистические данные;
4. влияние решений ОПЕК на предложение нефти;
5. воздействие нерыночных факторов на предложение нефти (политические, природные, техногенные факторы);
6. сложность взаимосвязи между ростом ВВП и ростом спроса на нефть;
7. в средне- и долгосрочном периоде спрос на нефть зависит, в том числе от таких факторов, как структура экономического роста и научно-технический прогресс.
2. действия биржевых спекулянтов, значительная доля рынка "бумажных" фьючерсов;
3. недостоверные статистические данные;
4. влияние решений ОПЕК на предложение нефти;
5. воздействие нерыночных факторов на предложение нефти (политические, природные, техногенные факторы);
6. сложность взаимосвязи между ростом ВВП и ростом спроса на нефть;
7. в средне- и долгосрочном периоде спрос на нефть зависит, в том числе от таких факторов, как структура экономического роста и научно-технический прогресс.
Тем не менее, попробуем проанализировать основные факторы,
влияющие на нефтяной рынок и движение цен.
По нашим расчетам, средний темп роста потребления нефти за
последние 40 лет составил около 2% в год; в 2007 году общий объем потребления
нефти превысил 85 млн. баррелей в сутки. При этом за последние 20 лет
среднегодовой прирост мирового потребления нефти снизился до приблизительно 1,5%
в год. Если говорить о региональной структуре потребления нефти, то она также за
последние десятилетия в значительной степени изменилась.
Как видно из рисунка, важнейшую роль в увеличении
потребления нефти в последние годы играла Юго-Восточная Азия, и можно ожидать,
что данная тенденция сохранится и в дальнейшем.
Относительно отраслевой структуры потребления можно
отметить, что ключевую роль в ней играет транспортный сектор (в т.ч. потребление
топлива персональными автомобилями). В будущем ожидается, что роль транспорта в
балансе потребления нефтепродуктов будет только увеличиваться.
Исходя из изменений региональной и отраслевой структуры
потребления нефти, не трудно понять причины возрастающей энергоемкости
и "нефтеемкости" роста ВВП в развивающихся странах и относительной стабилизации
этих показателей в развитых экономиках. Механизм, объясняющий растущие темпы
роста потребления нефти в развивающихся странах можно представить в виде
следующей схемы:
Если рассмотреть данную схему на примере Китая, то видно,
что значительный рост потребления нефти данной страной обусловлен как развитием
промышленности, так и ростом доходов среднего класса – основного покупателя
автомобилей и потребителя транспортных услуг. Так, если рассмотреть структуру
расходов среднего гражданина Китая, то в 1990 году расходы на транспорт
составляли чуть более 1%, а в 2006 году – уже более 13%. Такое изменение
произошло вследствие ускорения урбанизации Китая и роста доходов городских
жителей более чем на 7% ежегодно, что существенно увеличило прослойку среднего
класса. Рост среднего класса привел к среднегеометрическому росту рынка
автомобилей более чем на 30% ежегодно в течение последних 7 лет. Однако по
сравнению со странами ОЭСР автомобильный рынок Китая, как и других
быстрорастущих экономик еще очень далек от насыщения.
Стоит отметить, что когда доход на душу населения достигает среднего уровня ($3000-$10000 на человека) рост продаж автомобилей в 2,2 раза превышает темпы роста дохода. Однако, по мере того, как среднее количество автомобилей на душу населения приближается к 500-600 на 1000 человек, рост рынка замедляется.