Мировой финансовый кризис, который затронул Россию с некоторым опозданием, оказал на отечественную экономику негативное влияние через два ключевых фактора: во-первых, через снижение цен и спроса на сырьевые товары (основная составляющая экспорта России), во-вторых, через снижение доступности зарубежных кредитов.
  Снижение цен на сырьевые товары (прежде всего, нефти) 
оказывает значительное влияние, как на состояние крупнейших отечественных 
сырьевых компаний, так и на такие макроэкономические индикаторы, как платежный 
баланс, дефицит/профицит бюджета, курс рубля к основным мировым валютам, 
значения фондовых индексов. Поэтому ситуация с динамикой цен на нефть всегда 
вызывает большой интерес в обществе, в том числе среди политиков и 
экономистов.
  Если обратиться к статистике цен на нефть за последние годы, 
то можно отметить рост номинальной среднегодовой цены марки WTI от примерно $26 
в 2002 году до $100 в 2008 году. Данный период характеризовался самыми высокими 
темпами роста цен на нефть со времен Войны Судного дня. Напомним, что в 1973-74 
годах, потерпев поражение в этой войне, арабские страны решили сократить добычу 
нефти на 5 млн. баррелей в день, с целью «наказать» Запад за поддержку Израиля. 
В результате введения эмбарго странами ОПЕК средняя цена нефти увеличилась 
приблизительно с $2 в 1972 году до $11 в 1974 году.
  Последняя волна быстрого повышения цен на нефть началась в 
2003 году, после вторжения США и их союзников в Ирак и усугубления политического 
кризиса в Венесуэле.
  11 июля 2008 года нефтяные цены достигли своего пика в $147 
(цена марки WTI), после чего последовало резкое снижение цены, которое 
закончилось в конце 2008 года на отметке немногим более 30$ за баррель. 
  Далее мы увидели повышательную коррекцию цен на фоне 
сокращения квот странами ОПЕК и появления первых позитивных данных об экономике 
США.
  
  В настоящее время можно услышать абсолютно полярные точки зрения относительно дальнейшего направления движения нефтяных цен. Однако важно отметить, что большинство средне- и долгосрочных прогнозов цены нефти, которые делаются авторитетными международными организациями, часто оказываются далеки от реальности.
   
  Среди факторов, предопределяющих высокую волатильность и 
сложность прогнозирования нефтяных цен, можно выделить следующие:
 1. в кратко- и среднесрочном периоде – низкая эластичность спроса и 
предложения нефти по цене;
2. действия биржевых спекулянтов, значительная доля рынка "бумажных" фьючерсов;
3. недостоверные статистические данные;
4. влияние решений ОПЕК на предложение нефти;
5. воздействие нерыночных факторов на предложение нефти (политические, природные, техногенные факторы);
6. сложность взаимосвязи между ростом ВВП и ростом спроса на нефть;
7. в средне- и долгосрочном периоде спрос на нефть зависит, в том числе от таких факторов, как структура экономического роста и научно-технический прогресс.
2. действия биржевых спекулянтов, значительная доля рынка "бумажных" фьючерсов;
3. недостоверные статистические данные;
4. влияние решений ОПЕК на предложение нефти;
5. воздействие нерыночных факторов на предложение нефти (политические, природные, техногенные факторы);
6. сложность взаимосвязи между ростом ВВП и ростом спроса на нефть;
7. в средне- и долгосрочном периоде спрос на нефть зависит, в том числе от таких факторов, как структура экономического роста и научно-технический прогресс.
  Тем не менее, попробуем проанализировать основные факторы, 
влияющие на нефтяной рынок и движение цен.
  По нашим расчетам, средний темп роста потребления нефти за 
последние 40 лет составил около 2% в год; в 2007 году общий объем потребления 
нефти превысил 85 млн. баррелей в сутки. При этом за последние 20 лет 
среднегодовой прирост мирового потребления нефти снизился до приблизительно 1,5% 
в год. Если говорить о региональной структуре потребления нефти, то она также за 
последние десятилетия в значительной степени изменилась.
  
  Как видно из рисунка, важнейшую роль в увеличении 
потребления нефти в последние годы играла Юго-Восточная Азия, и можно ожидать, 
что данная тенденция сохранится и в дальнейшем.
  Относительно отраслевой структуры потребления можно 
отметить, что ключевую роль в ней играет транспортный сектор (в т.ч. потребление 
топлива персональными автомобилями). В будущем ожидается, что роль транспорта в 
балансе потребления нефтепродуктов будет только увеличиваться. 
  Исходя из изменений региональной и отраслевой структуры 
потребления нефти, не трудно понять причины возрастающей энергоемкости 
и "нефтеемкости" роста ВВП в развивающихся странах и относительной стабилизации 
этих показателей в развитых экономиках. Механизм, объясняющий растущие темпы 
роста потребления нефти в развивающихся странах можно представить в виде 
следующей схемы:

  Если рассмотреть данную схему на примере Китая, то видно, 
что значительный рост потребления нефти данной страной обусловлен как развитием 
промышленности, так и ростом доходов среднего класса – основного покупателя 
автомобилей и потребителя транспортных услуг. Так, если рассмотреть структуру 
расходов среднего гражданина Китая, то в 1990 году расходы на транспорт 
составляли чуть более 1%, а в 2006 году – уже более 13%. Такое изменение 
произошло вследствие ускорения урбанизации Китая и роста доходов городских 
жителей более чем на 7% ежегодно, что существенно увеличило прослойку среднего 
класса. Рост среднего класса привел к среднегеометрическому росту рынка 
автомобилей более чем на 30% ежегодно в течение последних 7 лет. Однако по 
сравнению со странами ОЭСР автомобильный рынок Китая, как и других 
быстрорастущих экономик еще очень далек от насыщения.
  
  Стоит отметить, что когда доход на душу населения достигает среднего уровня ($3000-$10000 на человека) рост продаж автомобилей в 2,2 раза превышает темпы роста дохода. Однако, по мере того, как среднее количество автомобилей на душу населения приближается к 500-600 на 1000 человек, рост рынка замедляется.

