В мае 1979 года вовсю кипела работа над постановлением "О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений". Через 30 лет петербургская дамба все еще не сдана в эксплуатацию.
Главный тормоз строительства петербургской дамбы —
смена компаний–подрядчиков, которые умудряются перекопать даже то, что было
построено их предшественниками. Такое впечатление сложилось у корреспондента
"ДП", побывавшего на первом крупном объекте комплекса защитных сооружений (КЗС),
недавно сданном в эксплуатацию, — Судопропускных сооружениях №2 (С–2).
Управляет строительством всех объектов федеральное казенное
предприятие (ФКП) "КЗС г. Санкт–Петербурга от наводнений" (представляет интересы
заказчика строительства — Минрегионразвития). По словам заместителя
генерального директора ФКП Олега Панчука, на сегодняшний день единственным
сданным в эксплуатацию объектом из всех на дамбе является судоходный канал
(новый главный Кронштадтский корабельный фарватер), фактически являющийся частью
судопропускного сооружения С–1.
Тем не менее Олег Панчук настроен оптимистично: "В
соответствии с Постановлением правительства РФ от 1 декабря 2008 г. №1789–р, все
работы по строительству КЗС должны быть завершены к декабрю 2010 года. Завершить
работы к этому сроку вполне возможно". По его словам, в настоящее время многие
из построенных объектов КЗС выполняют свои функции по защите Петербурга от
наводнений.
В частности, работает затвор объекта С–2, а также затворы
водопропускных сооружений. "Те объекты КЗС, которые уже построены, помогут
Северной столице пережить ожидаемые осенью 2009 года наводнения", — уверяет
Олег Панчук. Различные подрядчики строительства не могут делать заявлений о
сроках завершения строительства всего объекта (просто потому, что заняты каждый
своим объектом). Зато с охотой говорят о том, что сделала их компания на том или
ином участке строительства.
![Петербургская дамба: не сдана 30 лет Петербургская дамба: не сдана 30 лет](http://www.dp.ru/images/article/2009/05/28/5c0bf82b-9922-4079-893d-27c4c6135116.jpg)
Например, заместитель руководителя проекта строительства С–2
Владимир Лесогоров долго рассказывал, какой фронт работ проделала на объекте
инжиниринговая корпорация "Трансстрой". Сейчас этот объект, акт приема которого
был подписан в марте 2009 года, представляет собой участок дамбы с мостом и
инженерной инфраструктурой, включающей подъемный затвор, над которым могут
проходить маломерные суда. Несмотря на то что Владимир Лесогоров заявляет:
"Объект сдан", на подъездах к нему в нескольких местах раскопан асфальт, а в
получившихся таким образом траншеях активно копошатся рабочие (в общей сложности
не более 20).
"Это не наши рабочие, — говорит Владимир
Лесогоров. — Это уже следующий подрядчик пришел на стройку. Они занимаются
прокладкой инженерных сетей. Мы этот асфальт укладывали, а они его раскапывают.
Лишняя работа, но ничего не поделаешь. У нас контракт на строительство объекта
С–2, а у них — на прокладку кабеля. Мы свой комплекс работ выполнили,
теперь их очередь". В ответ на вопрос, почему нельзя было и строительство С–2, и
прокладку инженерных сетей разыгрывать единым лотом и отдать его одной компании,
Владимир Лесогоров отвечает: "Не знаю".
Когда Владимир Лесогоров поднимается с корреспондентами "ДП"
на площадку одного из пусковых сооружений моста, он заметно веселеет. "Суда,
следующие в Петербург и из него, активно пользуются нашим пропускным
сооружением, — рассказывает он. — Кстати, вон, видите тот берег
(участок объекта С–2. — "ДП") — его у нас не принимали, пока мы его газоном
не выстлали. Вот такого рода недоделки сейчас и приходится устранять: где–то
что–то подкрасить, где–то водоотводы на мосту установить, хотя в принципе мы
этот объект уже сдали".
На смотровой площадке объекта дует такой ветер, что не
терпится скорее спуститься вниз. Спустившись, у одного из недостроенных зданий
из красного кирпича на площадке строительства (скорее всего, энергоблока
объекта) видим около 15 гастарбайтеров, закутанных в несколько фуфаек каждый.
Они мирно возлежат у стены, добродушно щурясь на солнце и прячась от злого
ветра.
"Кабель здесь прокладываете, ребята?" — спрашиваем у
них. В ответ слышим какие–то отговорки на иностранном языке. В конце концов тот
из них, кто лучше всего владеет языком новой временной родины, выкрикивает: "Не
знаем, русский плохо говорим".