Я не как многие мои коллеги — я читаю не только газеты и журналы или специализированную бизнес–литературу, я также читаю то, что называется современной художественной литературой, — Робски, Минаева, О. Волю…
Многие мои коллеги морщатся при упоминании этих имен —
ну какая же это литература? А мне нравится.
Я высматриваю в каждом новом произведении отражения
тенденций нашего времени и все чаще нахожу одну общую тенденцию — поиски
героя нашего времени. Это сегодня так же актуально, как и поиски новой
национальной идеи, и так же далеко от завершения, поэтому находит отклик в
душах миллионов читателей.
Взять хотя бы первые популярные романы времен неспокойных
1990–х. Актуальный тогда герой — бандит–робингуд, вынужденно нарушающий
закон, но добрый в душе и совершающий периодически хорошие дела. Поэтому и шквал
книг на эту тему (а–ля “Бандитский Петербург”), успех кинокартин типа
“Бумер”.
Всех отстреляли или посадили, стало неактуально, появился
новый слой, требующий эпизации и претендующий на роль актуальных героев —
олигархия. Как же, пережившие период первич
ного накопления капитала, создавшие успешный бизнес — чем они не
пример для подражания? За дело принимается Робски, и вот она, картина сложной
жизни новой элиты: кокс и дорогие машины, отдых в Куршевеле, сложности с
бизнесом, инициатива и нахрапистость. Но не сработало — не хватило идеологии, то
есть ее было даже меньше, чем в опусах про бандитов. Романтический ореол быстро
развеялся, да и не катит этот слой для массового подражания: быстро становится
понятно, что всем читателям не записаться в олигархи…
И вот что называется right now — Минаев и О. Воля.
Первый — типичный представитель менеджерского сообщества, второй —
непонятно кто такой, больше похоже на псевдоним группы авторов. Минаев выдвигает
претендентом на звание актуального героя менеджера абстрактной коммерческой
структуры, который в процессе эволюции сначала наслаждается жизнью, управляет
продажами, создает машину для зарабатывания денег и при этом очень неплохо
живет.
Но в последней книге под названием “Р.А.Б.” Минаев
повествует об этом самом менеджере, но в кризисе. И вот тут начинается странное:
оплот современного общества, менеджер крупной корпорации становится чуть ли не
революционером, принимает участие в массовых выступлениях, его репрессируют, и
он начинает путь в мятежную Казань. И где–то там, на просторах Родины, и
теряется его след… Книга необычайно депрессивна, вообще непонятно, как ее мог
написать коммерчески успешный автор, только начавший, несмотря на кризис,
собирать плоды своей популярности.
Самое главное — закрыв книгу, не понимаешь, зачем ее
прочитал, депресняка и так хватает в нашей жизни, а делать что–то позитивное,
глядя на главного героя, не хочется.
О. Воля даже с названием выпендрился — “Американское
сало” называется книга. Она вообще–то про Украину, но в сложном политическом
сюжете на фоне усугубляющегося кризиса переплетаются и российские персонажи,
угадываются известные международные деятели.
Всю картину политической борьбы в книге можно представить
несколькими словами: выбирать президента не из кого!
Одна много ворует, второй — марионетка в руках
американцев, третий был хорошим, но его запутали враги, он потерялся. И вот! В
самый критический момент на сцене появляется честный чекист с горячим сердцем,
болеющим за судьбу Родины. Он хорошо разбирается в истории, контролирует
всех олигархов через компрометирующие материалы на них, его консультируют
грамотные политтехнологи. И самое главное — у него есть понимание того, что
надо делать: надо строить по всей необъятной стране комфортабельные дома и
расселять в них жителей мегаполисов, чтобы всем миром поднимать запустение,
которое начинается в 100 км от МКАД.
Не знаю, как вам, но мне вариант героя нашего времени в
исполнении О. Воли нравится больше — позитивнее он как–то, да и впервые я
нашел хоть какую–то позитивную программу действий…