Герой нашего времени, версия 3.0

Я не как многие мои коллеги — я читаю не только газеты и журналы или специализированную бизнес–литературу, я также читаю то, что называется современной художественной литературой, — Робски, Минаева, О. Волю…

Многие мои коллеги морщатся при упоминании этих имен — ну какая же это литература? А мне нравится.
Я высматриваю в каждом новом произведении отражения тенденций нашего времени и все чаще нахожу одну общую тенденцию — поиски героя нашего времени. Это сегодня так же актуально, как и поиски новой национальной идеи, и так же далеко от завершения, поэтому находит отклик в душах миллионов читателей.
Взять хотя бы первые популярные романы времен неспокойных 1990–х. Актуальный тогда герой — бандит–робингуд, вынужденно нарушающий закон, но добрый в душе и совершающий периодически хорошие дела. Поэтому и шквал книг на эту тему (а–ля “Бандитский Петербург”), успех кинокартин типа “Бумер”.
Всех отстреляли или посадили, стало неактуально, появился новый слой, требующий эпизации и претендующий на роль актуальных героев — олигархия. Как же, пережившие период первичИлья ГамовИлья Гамовного накопления капитала, создавшие успешный бизнес — чем они не пример для подражания? За дело принимается Робски, и вот она, картина сложной жизни новой элиты: кокс и дорогие машины, отдых в Куршевеле, сложности с бизнесом, инициатива и нахрапистость. Но не сработало — не хватило идеологии, то есть ее было даже меньше, чем в опусах про бандитов. Романтический ореол быстро развеялся, да и не катит этот слой для массового подражания: быстро становится понятно, что всем читателям не записаться в олигархи…
И вот что называется right now — Минаев и О. Воля. Первый — типичный представитель менеджерского сообщества, второй — непонятно кто такой, больше похоже на псевдоним группы авторов. Минаев выдвигает претендентом на звание актуального героя менеджера абстрактной коммерческой структуры, который в процессе эволюции сначала наслаждается жизнью, управляет продажами, создает машину для зарабатывания денег и при этом очень неплохо живет.
Но в последней книге под названием “Р.А.Б.” Минаев повествует об этом самом менеджере, но в кризисе. И вот тут начинается странное: оплот современного общества, менеджер крупной корпорации становится чуть ли не революционером, принимает участие в массовых выступлениях, его репрессируют, и он начинает путь в мятежную Казань. И где–то там, на просторах Родины, и теряется его след… Книга необычайно депрессивна, вообще непонятно, как ее мог написать коммерчески успешный автор, только начавший, несмотря на кризис, собирать плоды своей популярности.
Самое главное — закрыв книгу, не понимаешь, зачем ее прочитал, депресняка и так хватает в нашей жизни, а делать что–то позитивное, глядя на главного героя, не хочется.
О. Воля даже с названием выпендрился — “Американское сало” называется книга. Она вообще–то про Украину, но в сложном политическом сюжете на фоне усугубляющегося кризиса переплетаются и российские персонажи, угадываются известные международные деятели.
Всю картину политической борьбы в книге можно представить несколькими словами: выбирать президента не из кого!
Одна много ворует, второй — марионетка в руках американцев, третий был хорошим, но его запутали враги, он потерялся. И вот! В самый критический момент на сцене появляется честный чекист с горячим сердцем, болеющим за судьбу Родины. Он хорошо разбирается в истории, контролирует всех олигархов через компрометирующие материалы на них, его консультируют грамотные политтехнологи. И самое главное — у него есть понимание того, что надо делать: надо строить по всей необъятной стране комфортабельные дома и расселять в них жителей мегаполисов, чтобы всем миром поднимать запустение, которое начинается в 100 км от МКАД.
Не знаю, как вам, но мне вариант героя нашего времени в исполнении О. Воли нравится больше — позитивнее он как–то, да и впервые я нашел хоть какую–то позитивную программу действий…