Плохой банк: made in Russia

Автор фото: gits.ru

Финансовая корпорация IFC и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подумывает создать в России банк "плохих" активов.

"Предлагается создать специальную структуру, например при АСВ, которая будет выкупать проблемные активы", - рассказал "Деловому Петербургу" президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. По его словам, на следующей неделе рабочая группа, состоящая из банкиров, экспертов IFC и Ассоциации региональных банков, рассмотрит это предложение.
В сумме IFC готова потратить на лечение российской банковской системы $1 млрд. Пока речь идет о рекапитализации. При этом участники рынка предполагают, что часть средств можно было бы пустить на создание "плохого" банка.
Тему создания "плохого" банка в России начали обсуждать после того, как Минфин США предложил создать частно-государственный фонд в $1 трлн, чтобы выводить "токсичные" активы с балансов собственных банков.
Теперь, по словам Анатолия Аксакова, IFC предлагает российским банкам продавать свои проблемные активы специальной структуре, а через 2-3 года выкупать их обратно. При этом банк обязан будет заплатить "спасателю" проценты за услугу. "Это аналогия с операциями репо, - поясняет Аксаков, - с одной стороны, банк очищает свой баланс от "плохих" долгов, с другой - реструктуризирует задолженность заемщиков". Через 2-3 года "токсичный" актив может стать ликвидным.
В АСВ от создания подразделения с функциями "плохого" банка не отказываются. "Если АСВ поручат и выделят для этого средства, мы будем это делать", - уточняет первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников.
Вопрос, который интересует участников рынка, - по каким ценам будут выкупаться "плохие" активы. Также их живо интересует процент, который потребуют "спасатели". Ведь, покупая плохие активы, они, по сути, берут проблему на себя.
Кроме этого, понадобится установить критерии для оценки проблемности активов и ограничения. К примеру, у каких банков что выкупать и в каких объемах.
Как сообщает "Деловой Петербург", представители петербургского бизнес-сообщества поддерживают идею создания "плохого" банка. "Главное, чтобы банки в это поверили. Ведь они могут заявить свои "плохие" долги, а потом их не выкупят, после этого им придется резервировать такие активы уже в четвертой (максимальной) группе риска", - комментирует председатель совета директоров банка "Александровский" Александр Кашин. - Важен и другой момент: чтобы не было злоупотреблений при выкупе долгов, чтобы ко всем банкам подходили с одинаковыми требованиями при оценке проблемных активов". При этом Кашин добавляет, что у петербургских банков проблемных активов, которые можно было бы выставить на продажу, нет.
IFC сможет работать над рекапитализацией банков параллельно с российскими властями. Сейчас готовится список банков, которые могут претендовать на помощь международной корпорации. Предположительно их 13. Возможен и другой сценарий, когда IFC будет входить непосредственно в капитал банков, как это делает ЕБРР. Однако и это коснется только ключевых игроков.
Андрей Нечаев, президент банка "Российская финансовая корпорация" в 1992-1993 гг. занимавший пост министра экономики РФ, считает, что при создании "плохого" банка в России основной вопрос - это вопрос цены, по которой будут выкупаться активы. Если по рыночной стоимости "проблемных" активов, то банку, по мнению экспертов, будет проще не привлекать посредников, а продать актив самостоятельно. Например, коллекторскому агентству. Из этого делается вывод - цена должна быть выше рыночной. Вот только насколько?
"Это главный камень преткновения для создателей "плохого" банка. Ведь здесь открываются широкие возможности для коррупции и всякого рода волюнтаристских решений", - считает Андрей Нечаев.
Финансист рассматривает прозрачную схему государственно-частного взаимодействия. "Мне кажется, что можно было бы использовать американский опыт организации публичных торгов по выкупу "проблемных" активов с частичным финансированием со стороны государства", - говорит экс-министр.
При этом реализация "проблемных" активов будет происходить по реальным ценам, установленных самими участниками рынка. "Если государство так будет поддерживать банки, то вполне возможно, когда оно на аукционе будет предлагать определенные суммы для выкупа, банки станутпродавать ему активы, которые в действительности гораздо дешевле", - подозревает главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова.
При этом эксперты признают, что рост невозвратов по кредитам парализуют "кровеносную систему" страны, которую представляют банки.