Александр Егоров о 20 потерянных годах российской ИТ-отрасли

Автор фото: ДП

В стране необходимо отстроить такую индустрию, которая умеет производить сложный продукт, а не просто перепродавать имеющиеся ресурсы. В том числе, и ИТ индустрию. Критерий успеха - это присутствие наших компаний на мировом рынке ИТ с оригинальными разработками, имеющими широкий спрос. Где они, эти разработки? За 17 лет работы я могу назвать всего 4-5 компаний: ABBYY, Kaspersky Lab, InfoWatch и SPIRIT... Но это ничтожно мало. Где остальные? Ах, враги на рынок не пускают... Ну-ну.

Не умеем мы толком делать программные продукты. И госзаказ в данном случае – не решение вопроса. Он будет лишь усугублять проблему, создавая удобную среду для взяток и всевозможных махинаций. Только на деньги клиентов, а не налогоплательщиков, в условиях жестокой конкуренции, а не изоляции, можно научится их делать. Только широкий рынок в сотни компаний, а не госзаказ даст возможность появиться новым звёздам. Госзаказ и господдержка - дополнительные стимулы, но никак не альтернатива рынку.
Исходя из этого, надо заниматься постепенным созданием национальной ИТ индустрии и обеспечением её устойчивой позиции на мировом рынке. И путь развития заказной разработки ПО – один из самых перспективных.
Существует несколько странная точка зрения, согласно которому разработка ПО на заказ – это тоже некая сырьевая отрасль. Дескать, мы продаем светлые мозги наших программистов на запад, а капиталисты пользуются плодами нашего труда.
Однако с моей точки зрения, офшорное программирование - самый экономичный способ обучения кадров навыкам профессиональной разработки ПО: мы учимся за деньги заказчика, без копейки бюджетных денег и какой-либо поддержки со стороны государства. Наш иностранный заказчик, влекомый жаждой оптимизации своих затрат, своими деньгами закрывает прорехи нашей системы образования и воспитания кадров. Это ли не идеальный вариант?
Конечно, модель развития ИТ-отрасли страны через аутсорсинг работает не всегда, а только при ряде условий. А именно - при существенной разнице в себестоимости и при условии наличия приличного "сырья", т.е. ИТ-специалистов с достаточным базовым образованием. Поэтому российская отрасль разработки ПО нуждается в налоговых преференциях, аналогичных тем, какими располагают ее западные партнеры, инвестициях в инфраструктуру (не секрет, что у нас одна из самых высоких арендных ставок в мире) и образование.
Вот и вся теория. А уже потом можно рассчитывать на второй этап развития. Из этой массы специалистов с высшим образованием и опытом работы в правильных ИТ-компаниях выйдут люди с идеями, которые будут подхвачены инвесторами и превратятся в действительно инновационные проекты – но это совершенно другая история. Вторая серия, так сказать. И не надо их смешивать, а тем более противопоставлять. Не будет кузницы кадров - не будет и продуктов. Я в этом глубоко убеждён.
Кстати, с учётом уже потерянных 20 лет (1980-2000), процесс займёт в лучшем случае лет 50. Поэтому мы сами особых успехов не застанем, но можем заложить фундамент, если хватит ума и последовательности. Над этим и предлагаю работать.