О перспективах роста интернет-рынка, о пользе госрегулировании глобальной сети, а так же о том, почему Алишера Усманова не пустили в "Яндекс", рассказал гендиректор и совладелец "Яндекса" Аркадий Волож.
За прошедший год поисковая система "Яндекс" успела начать подготовку к
IPO, перенести его на неопределенный срок, отказать структурам бизнесмена
Алишера Усманова в продаже своего 10%-ного пакета и довести оборот до $300 млн.
Аркадий Волож дал интервью BFM.
Как идет бизнес в кризис?
Доходы от контекстной рекламы в долларах у нас сейчас чуть меньше, чем за
аналогичный период прошлого года, в рублях — чуть больше. Похоже, с марта снова
начался рост.
И это хорошая новость для всех, потому что контекстная реклама — это пульс
малого бизнеса. Компании определяют цену за клик в ходе аукциона, и если дела у
них совсем плохи, то и ставки серьезно снижаются. С начала кризиса у нас упала
цена клика, но зато выросло число рекламодателей. Их количество увеличилось еще
в декабре и продолжает расти. Возможно, это происходит потому, что контекстная
реклама — действительно хорошее решение в кризис. В целом же просто происходит
перетекание в интернет бюджетов из других носителей.
За счет чего будет расти рынок?
По итогам прошлого года в общем рекламном пироге доля Интернета составила
порядка 5–6%. Что будет в этом году пока непонятно, все будет зависеть от
экономической ситуации. Как только оживет малый бизнес, пойдет в рост
контекстная реклама, после того. Как проснутся крупные компании, начнется рост в
медийной рекламе. Активность рекламного рынка напрямую зависит от роста ВВП.
Даже когда экономика растет, но всего на 1–2% в год, то реклама падает, но зато
если ВВП растет на 5–6%, то реклама — на 20-30%.
Какой по итогам года будет рост интернет-рекламы?
Смотря в чем считать. Например, если в бочках нефти (баррелях), то он
вырастет, скажем, на 30% или больше. Давать абсолютные цифры бессмысленно —
предсказать, сколько будет стоить баррель сейчас невозможно.
Замедляются ли темпы роста интернет-аудитории? В частности, в Москве,
по данным TNS, такая тенденция наблюдается.
Пока мы этого не видим. Недавно в Англии проводился опрос: от чего люди
намерены в условиях кризиса отказаться. От Интернета они готовы отказаться в
последнюю очередь. Поэтому пользователей становится все больше несмотря на
кризис. Пока резкого сокращения темпов роста аудитории тоже не видно. Замедление
роста в Москве объяснимо — здесь уже наступил этап насыщения, но в регионах еще
нет. Там сейчас происходит то, что в столице наблюдалось три года назад. За
год-полтора скорость доступа в Интернет увеличилась в разы, а стоимость доступа
упала.
Глава Минкомсвязи недавно заявил о заинтересованности государства в
том, чтобы крупнейшие интернет-компании в Рунете принадлежали российским
инвесторам. Считаете ли вы, что государство должно контролировать интернет
бизнес?
Сегодня с Интернетом сложилась странная ситуация. Говорят, что строгость
российских законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. С
Интернетом произошло обратное — отсутствие всякого законодательства
компенсируется произвольно вводимыми и часто непрозрачными правилами.
Если у Рунета будут прозрачные и понятные для аудитории, компаний,
инвесторов, государства нормы регулирования, он от этого только выиграет. Если к
бизнесу приходят и говорят: вы не можете продать компанию — это одно дело, а
если правила прописаны в публичной и равной для всех процедуре — совсем другое.
Понятно, как строить работу, да и инвесторам гораздо легче будет объяснить, как
у нас здесь все устроено.
Но получается, что развитие рынка подобное регулирование все же
тормозит...
Движение электрички тоже что-то тормозит. Либо это трение колес, либо
тормоза, либо буфер в конце пути. Жизнь возможна в самых разных ограничениях. Но
мы в "Яндексе" не хотим, чтобы контроль над компанией переходил какими-то не
прописанными способами, например, к какой-нибудь российской или иностранной
группе. Нам не нравится, когда приходят и говорят: в законе, конечно, об этом
ничего не сказано, но тем не менее...
Кстати, о "российской группе". Почему так и не удалось с вами
договориться бизнесмену Алишеру Усманову (совладелец фонда Digital Sky
Technologies, которому принадлежат доли в Mail.ru, Odnoklassniki.ru и
Vkontakte.ru)?
Там была идея создания единого консорциума. Но у нас есть своя стратегия,
которую мы считаем вполне выигрышной. И мы не хотим, чтобы сейчас в успешной
компании "Яндекс" кардинально что-то менялось. Компания принадлежит
инвестиционным фондам и менеджерам — и это отлично. В инновационной компании
важно, чтобы стратегию определяли люди, которые компанию создали. Этот бизнес
хорош для инвестирования, но не так хорош для слияний и поглощений.
Инновационная компания — это не фабрика, механическое сложение здесь
невозможно.
Но если кто-то захочет стать инвестором "Яндекса", у него будет такая
возможность?
Мы не отказались от идеи IPO, а это та же возможность инвестировать, но на
бирже.
А от "Яндекса" стоит ожидать активности M&A?
В прошлом году у нас было две сделки — мы купили компанию "СМИлинк"
(предоставляла данные для сервиса "Яндекс.Пробки") и агентство интернет-рекламы
Media Selling во главе со Львом Глейзером. В позапрошлом — тоже две: купили
социальную сеть "Мой Круг" и довели свою долю в компании "Яндекс.Деньги" до
100%.
Покупка компании – это, как правило, покупка ее бизнеса. Но в Интернете не
так много старт-апов с работающей бизнес-схемой, и гораздо чаще мы просто берем
на работу готовые команды. Например, команду анализа фактов для Новостей,
команды в сервисы "Карты", "Авто" или "Пунто".