Мнение: снижение инфляции может продолжиться

Снижение темпов роста цен, отмеченное в марте, в апреле может продолжиться, считают аналитики НОМОС-БАНКа. Согласно данным ФСГС, опубликованным в понедельник, в марте индекс потребительских цен прибавил 1,3%, а за период с начала года — 5,4%. Для сравнения в марте 2008 года инфляция составила 1,2%, а за период с начала года — 4,8%. Инфляция за февраль 2009 года — 1,7%.

"Эти результаты в целом совпали с нашими ожиданиями, — отмечают аналитики НОМОС-БАНКа. — Более того, мы считаем, что в апреле девальвационные процессы будут все менее заметны, постепенно уступая снижению потребления. Прогноз НОМОС-БАНКа по инфляции на текущий месяц — 1,1—1,3%.
В силу меньшей эластичности спроса (с повышением цен потребление падает слабее), в марте снижение покупательной способности не оказало заметного влияния на темпы роста цен на продукты питания, подорожавших в итоге на 1,7%, отмечает аналитики НОМОС-БАНКА. Как и ориентировала еженедельная статистика, вследствие девальвации национальной валюты, наибольший прирост последовал со стороны импортируемых продуктов — сахарного песка (+6,4%) и плодовоовощной продукции (4,8%).
Сектор непродовольственных товаров инфляция затронула в меньшей степени — 1,4%. Причем наибольший рост, как и в предыдущий месяц, зафиксирован на медикаменты, рост цен которых составил 8,1—14,3%.
Цены на услуги подросли всего на 0,6%, при этом на ЖКХ приходится лишь 0,1%, против +2,1% в феврале по отношению к январю. С другой стороны, как и ожидалось, в марте услуги городской телефонной связи стала дороже на 7,3%, телеграфной связи — на 6,3%: с 1 марта МРК объявили о повышении тарифов на фиксированную связь на 8%.
Cтатистика очень показательна: девальвация рубля приводит к росту себестоимости производства — в производстве абсолютного большинства "российских" товаров очень высокая доля импортного компонента. С другой стороны, сдерживающим фактором является снижение покупательной способности, которое влечет за собой и соответствующее сокращение потребления того или иного продукта. Ко всему этому никуда не деваются "особенности" российской экономики: отсутствие реальной конкуренции на большинстве рынков потребительских товаров и услуг, неразвитость внутреннего производства (в первую очередь сельскохозяйственного) и др.".