Геннадий Хаинов: "Отечественный автопром умирает"

1989 год. Электромобиль "Лимпопо"

Известный петербургский автоизобретатель Геннадий Хаинов, чьими машинами восторгался Михаил Горбачев, а "Ситроен" звал к себе в штат, поделился своим видением будущего автопрома, рассказал, почему победит Китай, и напомнил о гордости. 

Первое, о чем я задумался, — писать политкорректно или
писать правду? Но поскольку писать неправду я не обязан и не хочу, буду писать
то, что думаю.
О том, что ожидает автомобильную промышленность в ближайшее
время. Здесь два вопроса в одном. Или один вопрос о двух совершенно разных
вещах.
Есть автомобильная промышленность вообще, а есть
отечественная автомобильная промышленность.
Начнем с простого. С вообще автомобильной промышленности. А
именно с автомобиля как такового. Мое убеждение: автомобиль в его привычном
понимании, как конструкция, практически исчерпал возможности совершенствования.
Все, что мы сегодня видим в механике, придумано еще 50 лет назад.
В аэродинамике еще 20 лет назад достигнут разумный предел. В
эргономике — тоже предел. Человек ведь не меняет свои размеры и кинематику.
И все, что мы видим в последнее время, — борьба за какие–то, иногда трудно
уловимые нюансы. Потому–то и очевиден ответ на вопрос: почему 80-е
годы. Автомобиль "Лаура" Дмитрий Парфенова и Геннадия Хаиновавсе
автомобил80-е
годы. Автомрбиль "Лаура" Дмитрия Парфенова и Геннадия Хаиноваи стали так
похожи? Да просто они как конструкция достигли своего совершенства, оптимума.
Но это не тупик. Это преддверие революции. Собственно она
уже началась. И мое убеждение: будущее — это вовсе не гибриды, не
автомобили на топливных элементах или на ал1988
год. В Петербурге разработан off-roadster "Jump!"ьтернативных видах
топлива. Это все компромиссы. К старым недостаткам добавляются новые сложности.
Это как амфибия — и ездит плохо, и плавает плохо.
Будущее — электромобиль. Только он позволит радикально
упростить конструкцию, удешевить ее, колоссально расширит возможности
компоновки, даст неограниченные возможности по управлению всеми свойствами, раз
и навсегда решит проблему экологии. А в том, что электромобиль реален как
массовый товар уже в ближайшее время, не оставляет сомнений темп
совершенствования источников питания — аккумуляторов. Это об автомобилях.
Теперь о промышленности. Кто еще не понял — совсем скоро ведущим
производителем автомобилей станет Китай! Не смейтесь! И не просто
автомобилей, а качественных, надежных, безопасных, красивых и дешевых
автомобилей. Кто сомневается, посмотрите на скорость, с которой 1989
год. Образец автомобиля "ЛуАЗ-Прото" на агрегатах автомобиля
"Таврия"совершенствуются китайцы! И пусть они еще далеко, но движутся–то
они быстрее всех. И останавливаться не собираются. И догонят, и перегонят очень
скоро. Да, останется Европа с ее премиум–сегментом (который, если честно, не
более чем снобизм), останется Япония с ее самыми надежными и продуманными
автомобилями. Но китайцы всех подвинут.
Теперь о другой автомобильной промышленности. Об отечественной.
Тут требуется уточнение. Называть отечественной автомобильной
промышленностью сборку в России "фордов", "тойот", "фольксвагенов" и прочего так
же нелепо, как, например, начать в России издавать Шекспира и на этом основании
утверждать, что он русский писатель.
Производство иномарок в России — лишь способ повышения
доходов иностранными производителями путем размещения производства в странах с
дешевой рабочей силой. И, как бонус, реализация продукции прямо на месте. Да еще
и по более высоким ценам, чем у себя дома.
Сейчас даже ленивым надоело ругать отечественные автомобили.
Да, они устаревшие: вазовской классике, она же Fiat 124, уже 43 года;
да, они ненадежные — как у "Жигулей" отваливались шаровые опоры 40 лет
назад, так они и сейчас отваливаются; да, они порой страшненькие, мягко говоря.
"Ода", например, или "УАЗ–3160", а чего только стоит "Надежда"
("ВАЗ–2120")! Детям перед сном не показывать!
Но! Глубоко неправы те, кто утверждает, что в России люди ни на что
не способны. Они просто плохо знают историю. Да, сейчас
отечественный автопром устарел. Но он ведь не всегда был таким. Да, был провал
лет на тридцать в период диктатуры пролетариата (а ведь до этого был
Руссо–Балт!), но вВ
1986-1987 гг. разработана и построена "Охта" -семиместная однообьемная машина на
агрегатах ВАЗ-2108едь потом был взлет! "Победа" — кто скажет, что
это был не современный автомобиль? "ГАЗ–21"! 1957 год!
Возьмем сегодня, 50 лет спустя, ровесников 21–й "Волги"!
Любых! "Мерседес", "БМВ", американцев разных. "Волга" не хуже! А
многих лучше! 13 лет спустя. 1970 год. "ГАЗ–24". И возьмем "Мерседес" тех
же лет (W115). Ну "Волга" ничем не хуже! Я ездил и на том, и на другом! А ведь
были и шедевры! Мирового, непревзойденного уровня! "Нива"! Она ведь была первая!
Она была лучшей тогда, она хороша и сейчас. Совершенство не может устареть. А
вездеходы Грачева? Им не было и нет равных!
А были еще и концепт–кары! НАМИ–013 Долматовского! Такси
ВНИИТЭ! Спорткары Капустина! Рекордные автомобили ХАДИ! Шедевры Женевского и
Токийского автосалонов — "Охта" и "Компакт" НАМИ! А еще был грузовик
"МАЗ–Перестройка"! Полноприводный! Полноуправляемый! С независимыми моторными
тележками! Он мог ездить боком! Он мог вращаться на месте! А была еще целая
вселенная — самодельные автомобили! И пусть среди тысяч было всего два–три
десятка достойных, но зато какие!
Так что отечественный автопром был, с множеством недостатков
и болезней, но был! Разговоры о его вторичности, об использовании чужого
опыта — чушь! Прогресс — это как раз и есть использование чужого
опыта, осмысление и развитие его. Так было всегда и так будет. Всегда и везде.
Иначе каждый раз нужно было бы начинать с изобретения колеса.
И вот на наших глазах отечественный автопром умирает. А
честнее сказать, его убивают. И поэтому ответ на вопрос: что будет с
отечественной автомобильной промышленностью в ближайшее время? — а ничего
не будет. Ее не будет.
Поясню свой пессимизм. Автомобильная промышленность —
не памятник. Это скульптуру можно создать однажды гениальную — и потом
веками последующие поколения будут восхищаться и только пыль сдувать.
Автомобильная промышленность живет, только когда развивается. И двигаться вперед
она должна так же быстро, как конкуренты.
Здесь не только остановка, а даже замедление смерти подобно. Отстал чуть —
и чтобы догнать, придется двигаться быстрее ушедших вперед.
Наша промышленность двигалась вперед вплоть до начала
1990–х. Один лишь пример: в 1988 году мне посчастливилось прокатиться на "Волге
ГАЗ–3105". Мало кто знает эту машину. Большой комфортабельный седан. Постоянный
полный привод. Двигатель V8. Если пробовать объяснить, к чему она ближе всего,
ответ напрашивается один — Audi A8. Это было 21 год назад.
Ну а потом случились 1990–е. Что было, все и так знают.
Анализ этого периода впереди, оставим его историкам. Наша тема —
автомобили.
Возможно ли сейчас, после стольких лет топтания на месте
тех, кто выжил–таки, возрождение отечественного автопрома? Теоретически —
конечно, да. Ведь многие страны начинали и вовсе с нуля. Та же Япония начала с
выпуска каких–то смешных остинов. Корея — там ведь вообще ничего не было! В
Японии хоть были линкоры, самолеты! Совсем ведь недавно над корейскими машинами
смеялись! Неужели забыли?
Ну и, наконец, Китай. Кто 10 лет назад слышал о китайских
автомобилях? Их не было вообще! Мне довелось побывать примерно 10 лет назад на
китайских автомобильных заводах. Там выпускались лицензионные AUDI и WV начала
1980–х годов. Но! Китайцы пачками покупали все новейшие автомобили, они изучали
их, разбирали до винтика, делали чертежи, анализировали материалы! Они учились!
Учились, чтобы самим строить автомобили.
Прошло всего 10 лет, а от обилия марок, моделей и количества
китайских автомобилей на улицах уже рябит в глазах. А что касается справедливых
упреков в недостаточной надежности и безопасности, посмотрите, с какой скоростью
они совершенствуют свои автомобили. Уверяю 1989
год. Электромобиль "Лимпопо", у них 40 лет подряд не будут отваливаться
шаровые опоры.
Возможно ли что–то подобное у нас? Есть два сомнения.
Первое. Это ведь гигантские затраты, которые окупятся не через год и не через
два, и только при условии, что все сработает по плану. Кто готов пойти на такие
затраты? Государство? Так ведь государственных денег (то есть народных) и
так уже в автопроме сгинуло немерено: завод АЗЛК, дизельные грузовики ЗИЛ и ГАЗ,
запуск производства "Волги–3111" (помните, каждый день по ТВ часы с обратным
отсчетом на проходной ГАЗ?). Частные инвесторы? Вряд ли их заинтересует такой
длительный и рискованный бизнес–план. Да, в общем–то, это и не их дело. Это дело
государства — поставить задачу и условия и дать гарантии, а бизнес тогда
сам прибежит и будет драться за заказ. Не помню уж, кем была сказана фраза:
"Автомобильная промышленность — лакмусовая бумажка экономики государства".
Разве не так?
Второе сомнение. Любое дело делается людьми.
Конструирование и производство автомобилей — дело очень сложное. Требует
колоссальных знаний, многолетнего опыта, передаваемого из поколения в поколение
(в этом, кстати, сейчас проблема китайцев, у них мало опыта).
Перестройка офессионалов, знающих досконально каждый свою задачу. Ну и
нужны, пожалуй, это в первую очередь, таланты. Автомобиль ведь должен быть
красивым. Представьте два одинаково хороших автомобиля, но один красивый, а
другой — нет. Какой купят? А ведь за красоту иногда прощают многие
недостатки!
Где взять людей? Автомобильная наука у нас умерла. Был
громадный институт НАМИ, где можно было бродить месяцами, и в какую лабораторию
ни зайди — столько интересного, что можно провести целый день! Здесь клеят
что–то из кевлара в автоклаве. Тут газотурбинный двигатель. Там —
аксиально–поршневой (это у которого цилиндры — как патроны в револьвере). А
в другой лаборатории — какая–то секретная военная машина на
гидропневматической подвеске…
То, что было институтом НАМИ, теперь сдается в аренду… Где
был кевлар, продают унитазы. Где был газотурбинный двигатель, продают кафельную
плитку. (Я бродил–бродил, стало неинтересно и противно. Даже знакомых никого не
встретил — и ушел прочь!)
Старикам–ученым некому стало передавать свои знания. А ведь
наука без развития, без продолжения в молодых становится просто архивной
пылью.
Где взять конструкторов? А ведь конструктор только тогда
может считаться таковым, когда то, что он придумал, воплощается в металл, ездит,
изнашивается, ломается, попадает в аварии! А как иначе получить опыт? А
конструктор без опыта — ничто.
Где взять дизайнеров? А вот с этим, кстати, проще.
Дизайнер — это прежде всего талант, дар от природы (или от Бога, кому как
нравится). Этому невозможно научить, можно только развить, поставить технику
рисунка и т.п. Ну и, конечно, постоянно совершенствовать. Ведь мозг, как и
автомобиль, без движения ржавеет, приходит в негодность.
А талантливые дизайнеры у нас были, есть и будут! Посмотрите
на советские корабли! Они ведь самые красивые! А самолеты! А танки! С
автомобилями, правда, сложнее. Но посмотрите любой конкурс молодых дизайнеров.
Там хватает талантов! А почему машины некрасивые? Я могу объяснить на своем
жизненном опыте. Однажды меня звали работать в Центр стиля ВАЗа. Специально
приехали в Питер. Знаете, что предложили? Совершенно смешную зарплату и
койко–место в общежитии. А ведь дизайнер, конструктор — он ведь немножко
и человек. Ему тоже кушать хочется, семью кормить надо. А я ведь не сразу
отказался. Я туда поехал на разведку. И отговорил меня окончательно
замечательный человек и талантливый дизайнер Валерий Семушкин, автор старой и
новой "Нивы". Его слова: "Ты себя похоронишь как конструктор. Будешь воевать с
начальством и работать на полку!"
А сегодня и вовсе некуда деться молодым талантливым
дизайнерам. Ну нет в России такой работы — автомобильный дизайнер!
Что им остается? Только эмиграция. Вот и бегут они из страны. И, между прочим,
многие вполне удачно работают в ведущих автомобильных фирмах.
В качестве вывода. Какие возможны варианты развития нашей
автомобильной промышленности?
Вариант первый. Пытаться все–таки возродить ее и, даже не
ставя задачи вырваться вперед, хотя бы догнать пелетон. Но эта задача
чрезвычайно трудная, государственного масштаба. Догнать хотя бы корейцев, ох,
как трудно!
Вариант второй. Махнуть рукой на весь этот автопром. Это
сложно слишком. Зачем? У нас ведь есть нефть и газ! А капиталисты пусть собирают
свои автомобили. Мы им дадим землю, налоговые льготы и дешевую рабочую силу.
Ну и третий вариант. Заградительные пошлины, льготы и дотации отечественным
производителям и прочая всевозможная защита от конкуренции. А населению с
усердием психотерапевта внушать из телевизора: пятилетняя иномарка с
оцинкованным кузовом, климат–контролем, шестью подушками безопасности и
преднатяжителями ремней, системами ABS, ESP и т.д. и т.п., непосредственным
впрыском, катализатором, адаптивной подвеской, круиз–контролем и пр. — это
"опасный автохлам" (дословно с телевизора!), всем пересесть на "тазики"! И "не
сметь ругать русские машины! Они же родные!" (тоже цитата из ТВ)
Чем–то от этого веет ностальгически знакомым. Кажется, уже
были и пошлины, и госпомощь. Что–то изменилось?
А может быть, я просто чего–то не знаю? Может быть, на
заводах, выпускающих иномарки, существуют некие сильно засекреченные
дизайн–центры и конструкторские бюро, где в великой тайне от всех, используя
лучшее из мирового опыта, проектируют новые отечественные автомобили? Тогда я
хочу там работать! Я готов трудиться над созданием новых отечественных
автомобилей без выходных и отпусков!
Геннадий Хаинов