Президент "Макдоналдса" в России и Восточной Европе о "макджоб", кризисе и здоровом питании

Автор фото: "ДП"

Президент "Макдоналдса" в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов считает, что его работа – это тоже "макджоб".

В США больше 10 тыс. "Макдоналдсов", в России - 200 с хвостом. Открывая по 20-30 точек в год, Россия догонит Америку через 500 лет. Между тем Россия не меньший рынок. Почему вы не захватываете рынок более агрессивно?
- Если помните, в СССР в хрущевские времена был такой девиз: "Догоним и перегоним Америку". У нас такого нет.
Наш первый ресторан открылся 20 лет назад, как только приподнялся железный занавес. В то время не было поставщиков, которые могли поставить продукцию, отвечающую стандартам "Макдоналдса". Поэтому мы построили пищеперерабатывающий комплекс, вложив более $ 50 млн. В то время это были очень рискованные инвестиции. Приняв такое решение, "Макдоналдс" смотрел намного дальше, чем большинство других компаний, не хотевших тогда приходить в страну.
За последние 10 лет мы открыли около 200 ресторанов. Если в этом году откроем 40, темп роста составит почти 20%. А если пойти по этой аналогии дальше, думаю, в ближайшие 10 лет у нас должно быть более 1000 предприятий. Это хорошая динамика.
Что касается емкости рынка, когда мы говорим о возможностях российского рынка, сравнивать их с емкостью рынков развитых стран, конечно, некорректно. Сегодня в России тратится на питание вне дома в среднем около $ 100 на человека в год. Это составляет мизерную часть годовых доходов человека. В развитых странах эти цифры на порядок выше. Но, с другой стороны, представляете, какая у нас еще возможность для роста?
За день рынок, конечно, не изменишь. Поэтому наша стратегия такова: мы открываем рестораны, мы двигаем этот рынок, мы хотим, чтобы люди больше ели вне дома, чтобы они не тратили время на приготовление пищи. Для этого мы открываем рестораны так, чтобы человеку не надо было ездить за 5 км, чтобы покушать в "Макдоналдсе".
Около 90% ресторанов сети в мире работают по франчайзингу. Отказ от франчайзинга именно в России - свидетельство недоверия к русским предпринимателям, их способностям поддерживать заданные стандарты?
- "Макдоналдс" не отказывается от франчайзи. Франчайзи - модель успешная. 80% предприятий, которые принадлежат корпорации, находятся у франчайзи. Но в России мы не ставим себе задачи определить конкретные сроки. Мы сделаем это, когда создадим достаточно прочную базу, заложим основательный фундамент, для того чтобы франчайзи мог эффективно работать. Так происходило в большинстве стран, в том числе и в США.
Пока никаких стимулов - ни экономических, ни финансовых, ни операционных - у нас нет. Сегодня мы открываем рестораны и сами успешно ими управляем. У нас очень хорошо подготовлен менеджерский состав, весь персонал. Франчайзи хорош тем, что иногда местный предприниматель может управлять ресторанами более эффективно, чем это делают корпоративные менеджеры. Я думаю, что этот момент наступит. И как только он наступит, мы сделаем это в России.
"Макдоналдс" двигается по стране от города к городу, постепенно наращивая логистическую цепочку. Когда вы все-таки дотянетесь до Владивостока?
- Размеры, и география, и возможности в России огромны. Но дело в том, что у нас есть большие нереализованные возможности даже в той части России, где мы уже находимся. Поэтому с точки зрения экономики оправданным будет как раз увеличить количество ресторанов в тех городах, где компания уже присутствует. Считаю, у нас огромные перспективы в Москве и области, Петербурге и Центральной России. У нас еще есть миллионники в европейской части страны, число ресторанов в которых мы пока не довели до нужного нам количества. Например, в Екатеринбурге и Челябинске у нас всего по два предприятия, в Тюмени - одно и т. д.
Кроме того, для того чтобы пойти дальше на Восток и в Сибирь, у нас должна быть достаточно серьезно подготовлена логистическая сеть. Потому что стоимость перевозки продукции или необходимых нам материалов, скажем, из европейской части России на Дальний Восток убьет любую экономику. Обычно мы строим предприятие не дальше 800 км от ближайшего дистрибьюторского центра. Но с учетом инфраструктуры, дорог, транспортных возможностей в той части страны и это проблематично.
Скорее всего, если мы даже откроем предприятия на Дальнем Востоке, поставки будут осуществляться из Китая или Кореи. Кстати, именно эти регионы, с нашей точки зрения, наиболее привлекательны для франчайзи.
Не так давно прозвучало ваше мнение, что кризис очень помог "Макдоналдсу". По крайней мере, в России. Чем конкретно?
- Я говорил и говорю о том, что в кризисе есть отдельные позитивные моменты. Первое - очищается бизнес и понятие, как вести бизнес. Второе - это наконец опускаются с небес нереально вздутые цены на недвижимость. Третье - возможность сотрудничества с более квалифицированными и профессиональными кадрами. Есть, конечно, и огромное количество негативных факторов. Например, если будет снижаться покупательная способность, люди станут меньше тратить. Это в конце концов отразится на любом ритейлере.
Важно, что у "Макдоналдса" есть опыт работы в подобных ситуациях в начале 1990-х годов и 1998 году. Он подсказывает, что сейчас мы должны предложить доступные цены для любой категории покупателей.
У нас есть перечень продукции, цены на которую мы меняем очень консервативно. В этом году мы выбрали стратегию - увеличивать цены в меню для этой категории не более чем на 75% от реальной инфляции. Мы можем себе это позволить за счет значительных объемов в наших ресторанах.
С другой стороны, для того чтобы сбалансировать потерю доходности, мы будем увеличивать и долю премиальной продукции. К ценам на нее мы можем подходить более либерально.
Почти так же, как сам "Макдоналдс", знаменит индекс Биг-Мака. В том, что индекс Биг-Мака в России упал с 2,47-2,54 в прошлом году до 1,87 в этом году, для вас больше плюсов или минусов?
- К индексу Биг-Мака обычно обращаются экономисты или аналитики, для того чтобы оценить разницу в покупательной способности местных валют по отношению к доллару. Дело в том, что во всех странах, где работает "Макдоналдс", компоненты издержек ведения нашего бизнеса приблизительно одинаковы. Также одинакова и доходность ресторанов, где бы они ни находились - на Филиппинах, в Китае или в России. Делать оценку на основе этого, какой должен быть обменный курс, можно весьма условно. Но она близка к истине, потому что 80% всего сырья и материалов мы закупаем на местном рынке. Но все-таки экономики сейчас настолько связаны, что даже у тех производителей, которые производят продукцию для нас, более половины составляющих в себестоимости имеют валютную привязку.
Лично для меня индекс Биг-Мака не является параметром, по которому я определяю стоимость продукции в наших ресторанах. Когда я принимаю решение по поводу цен в меню, я не смотрю на индексы.
Сейчас все смотрят на Китай. С надеждой, ужасом или изумлением - чувства разные, но одинаково сильные. У китайского "Макдоналдса" есть чему поучиться?
- Конечно. У китайцев можно поучиться эффективности их экспансии. В Китае "Макдоналдс" открылся позже, чем у нас, - 15 лет назад. Но у них уже более 1000 предприятий. Но также поучиться можно и в других странах, где есть "Макдоналдс". Например, проект "МакКафе" мы переняли у австралийцев. Завтраки уже несколько десятков лет успешно развиваются в Штатах.
"Макдонадс" - это не столько оператор общепита, сколько крупнейший оператор недвижимостью. Вы предпочитаете строить и владеть, а не арендовать. Сколько вы рассчитываете сэкономить на девелоперских издержках во время кризиса?
- Вы правы, наши предпочтения - иметь недвижимость в собственности, будь то земля или здание. Большая часть земельных участков у нас находится как раз в долгосрочной аренде, а сами здания - в собственности. С нашей точки зрения, поскольку бизнес мы строим в расчете на длительный период, наличие недвижимости в собственности делает его более предсказуемым и устойчивым.
Что касается снижения издержек, рассчитываю, что в 2009 году общее снижение затрат, которые мы относим к real estate и строительству, примерно 15-20%.
Фильмы типа "Двойная порция" (англ. Super Size M), где герой в течение месяца питается в "Макдоналдсе", после чего состояние его здоровья резко ухудшается, как-то влияют на продажи?
- Зайдите в наши рестораны и посмотрите, какие сотрудники у нас работают.
Это стройные, изящные и симпатичные люди. Причем люди, которые работают у нас по многу лет.
Может быть, у вас специальная политика - набирать стройных продавцов?
- Нет, дело не в этом. Все эти фильмы и книги издавались давно. В принципе, я отношусь к этому как к критике лидера индустрии питания, цель которой - чтобы мы предпринимали ответные шаги тем явлениям, которые происходят в Штатах. Допустим, ожирению.
Дело в том, что последние 5-10 лет на всех рынках мира "Макдоналдс" включил в меню огромное количество новых блюд, например овощи и салаты.
Второе большое новшество, которое мы ввели, - это так называемая маркировка блюд. Это то, чего не было в нашей индустрии. Качество, безопасность, энергетическая ценность - вся информация доступна любому посетителю.
Мы пропагандировали и будем продолжать пропагандировать здоровый образ жизни. Но, если человек не знает, как строить собственную диету, каким образом планировать свое питание, - это проблема самого человека.
Каждый человек должен сам контролировать свой образ жизни, люди все меньше и меньше двигаются и всегда ищут виновных в своих проблемах.
Кто-то выдумал термин mcjob, обозначающий низкооплачиваемую, малопрестижную работу. Стало ли для вас проблемой такое позиционирование работы в "Макдоналдсе"? Ведь в 1990 году в "Макдоналдсе" хотели работать все. Даже Аркадий Новиков.
- Вы знаете, я сам был одним из первых работников, которые пришли работать в компанию. Я был директором первого ресторана "Макдоналдс" в Советском Союзе. Моя работа - тоже "макджоб", назовите ее так. Но я горжусь этой работой. Я также знаю, что люди, которые работают в нашей системе, тоже гордятся своей работой. Кстати, 90% всего управленческого состава корпорации здесь, в России, начинали свою работу за прилавком. Работа в "Макдоналдсе" - это огромные возможности для карьеры. Сейчас студенты могут работать по гибкому графику 3-4 часа в день, сами выбирают свое расписание, сами решают, сколько иметь карманных денег. Это дисциплинирует. Кстати, у нас работает 75% студентов. Всего в России у нас работает более 22 тыс. человек.
В бизнесе сейчас идет оптимизация раздутых в докризисное время штатов. Вашу компанию это как-то затронуло?
- В 2009 году мы планируем открыть около 40 ресторанов. Каждый из них - это около 100 рабочих мест. Это означает, что мы не только не будем сокращать людей, но наберем почти 4 тыс. новых работников.