Нужно рожать

Автор фото: hse.ru

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей Школы Экономики, об инициативе Сергея Собянина сделать общественные работы обязательными, о том, почему в России надо рожать даже в кризис, и почему 1 напечатанный трлн долларов может укрепить рубль.

Интервью Евгений Ясин дал Эху Москвы.
Вице-премьера Сергей Собянина упомянул об общественных работах, которые предлагается сделать обязательными, в том смысле, что, если безработный на эти виды деятельности не соглашается, он не сможет получать положенного ему пособия. Как Вам такая инициатива?
Ну, что я могу сказать? В мировой практике такого не было. Это похоже на принудительный труд. Поэтому я бы не присоединился к этому призыву. И сказал бы так, что у человека должна быть возможность выбора. И этот выбор очень важен, потому что кто-то, например, уволил инженера и ему предлагают идти строить дороги, заниматься физическим трудом, то вряд ли его можно принуждать к этому. Он должен иметь возможность выбирать. И может быть, он выберет что-то более достойное.
Я бы предложил господину Собянину ещё немножко подумать, как государство справится с этой деятельностью по размещению людей по работам. Потому что, насколько мне известно, в наших тюрьмах далеко не все имеют работу. Потому что спроса-то особого на ту продукцию, которую можно изготовить, нет. Я так думаю, что нужна программа, может быть несколько, для этих общественных работ, которые были бы заранее организованы, потому что, если вы не организуете эту деятельность, то это бессмысленно. Скажем, сейчас правильно говорят о необходимости переобучения людей, которые лишаются работы. У нас готова такая система, чтобы принять людей и их учить чему-то такому, что им может пригодиться? Я очень сильно сомневаюсь.
В масштабах всего мира и в интересах всей планеты неким образом ограничивать рождаемость в наиболее бедных странах, чтобы нищие не плодили нищих. Как Вам это?
Я недавно подготовил доклад к конференции, которая скоро будет у нас, в первую неделю апреля в ВШЭ, которая называется "Тектонические сдвиги в мировой экономике. Взгляд со стороны культуры". Там показано, что во всех странах, которые достигают определённого уровня развития, темпы роста населения сокращаются. И есть прогнозы, которые показывают, что к концу 21 века население Земли должно стабилизироваться. Конечно, если эти процессы развития будут идти так, как они шли до сих пор.
Но есть две цивилизации, они не укладываются в эту закономерность. Там есть проблемы. Одна – это Африка, южнее Сахары, не считая несколько стран, таких как Южная Африка, Ботсвана, ещё несколько, где процессы такие же, как во всём мире. И исламские страны. В исламских странах, в исламской цивилизации я бы сказал, культура очень ригидная, жёсткая, не подверженная существенным изменениям. Там происходит рост так же, как в Африке, рост населения без соответствующего роста продукта. Вот это такие опасные зоны. Но я думаю, что, всё-таки, в этой каждой зоне должны находиться силы внутренние, не со стороны, которые бы современную цивилизацию распространяли и, в конце-концов, приводили к тому, что люди сами кормят себя.
Страна у нас бедная, говорят люди, и вырастить детей тяжело. Мы к какой цивилизации относимся?
Как раз это может быть одна из ключевых проблем, наказаний нашей страны. Она заключается в том, что мы, благодаря большевикам, прошли фазу индустриализации и урбанизации, которая в других странах привела к большей состоятельности. А у нас мы получили определённые свойства развитой цивилизации, в том числе преобладание городского населения, ¾, и высоко индустриализованную систему, которая не производительна. И одновременно сохранили многие черты неразвитой цивилизации, культурную отсталость в том числе. И соответственно, низкая производительность, неконкурентоспособность, которую нам надо преодолевать.
Но конечно, сравнивать нас с теми цивилизациями, о которых я говорил, не считая нефтедобывающих исламских стран, нельзя. Мы относимся ко второму эшелону. Высшее звено второго эшелона.
Наше государство призывает повышать рождаемость. У нас есть основание призывать людей повышать рождаемость?
Да, есть. Я считаю, что мы не такие бедные для того, чтобы отказывать себе в этом удовольствии. Я проклинаю себя, что у меня одна дочка. Мы должны были родить ещё. Если появляется ребёнок, вы мучаетесь, вы тратите какие-то силы в течение 7-8 лет. После этого он начинает приносить всякие заботы, но и удовольствия. А потом вы чувствуете, что вы получили поддержку, вы не одни в этом мире. Поэтому для меня это такой вопрос. Вы знаете, мировой опыт показывает, что рожают в бедности. А если вы при нашем уровне жизни не рожаете потому, что вы считаете, что вам детей тяжело поднять, это значит, что просто вы сами хотите пожить получше. Это главное. А не надо ссылаться на бедность.
Не является ли массовая выдача кредитов, прежде всего потребительских, обманным средством, консервирующим неэффективность производства, коррупционные издержки, дороговизну?
Нет, она не является, если у вас экономика эффективная, это способ, которым вы создаёте спрос. И те предприятия, которые производят продукцию, на которую есть спрос, они могут её продать, и это на самом деле является очень важным фактором подъёма экономики. Но надо сказать, что здесь тоже можно перейти черту. Если мы обратимся к опыту США, с начала 2000-х годов, это опыт такой, что они сделали кредит слишком дешёвым. Уважаемый господинн Алан Гринспен опустил учётную ставку процента в 2001 году до 1%, чего никогда не было. И все тянулись брать кредиты. Все начали строить, покупать дома под ипотечные кредиты.
ФРС официально заявила, что напечатает триллион новых долларов США. Как это скажется на курсе рубля и других валют, какие можно ожидать экономические последствия для мирового хозяйства?
Один триллион не сломает мировую финансовую систему. И мы не очень почувствуем. Больше того, мы можем это ощутить в том, что рубль немножко вырастет по отношению к доллару и у них инфляция будет выше, чем у нас. Пока этого никогда не было. Но если американцы будут этим злоупотреблять, то в конце-концов финансовая система США рухнет.