Как выжить без кредитов

Автор фото: "ДП"
Коммерческий директор ЗАО "ВиТалфарм" Татьяна Андросова и генеральный директор Вячеслав Андросов

Потеряв все деньги в кризис 1998 года, петербургский производитель медицинских товаров сумел возродить бизнес и достичь оборота в $1 млн. Компания следовала двум принципам - максимально расширять ассортимент и не брать кредиты.

Пережить кризис производственному предприятию, где работает 15 человек, можно исключительно благодаря быстрому изменению ассортимента, уверен генеральный директор компании "Виталфарм" Вячеслав Андросов. Другой принцип, которого он придерживается уже более 10 лет, — никогда не брать кредитов.
Для спасения фирмы от последствий кризиса 1998 года ее глава принял ряд мер, которые через несколько лет смогли повысить объемы производства в несколько раз."Во–первых, было решено отказаться от бартерных схем, которые мы использовали для расчета с оптовыми фармацевтическими компаниями", — рассказал генеральный директор ЗАО "Виталфарм".
Во–вторых, предприниматель сократил расходы на содержимое аптечек за счет производства изделий медицинского назначения, входящих в их состав (жгуты, гипотермические пакеты, воздуховоды). За счет этого траты были уменьшены примерно в 10 раз, рассказал глава компании. Через какое–то время, купив пресс–форму, предприятие начало выпускать также пластиковые аптечки, расширив ассортимент. За счет этого уже к 2003 году компании удалось выйти на объем от 5 до 10 тыс. аптечек в месяц, а к 2005 году производить порядка 100–150 тыс. единиц в месяц. Сбыт продукции в таких объемах компания наладила через сеть московских дистрибьюторов, которые работают по всей России.
Свой первый бизнес по разливу добавок в топливо он открыл в 1992 году, после ухода с должности преподавателя института. "Оборудование линии по разливу средства мы купили из предоплаты заказчика. Тогда мы разлили 150 тыс. флаконов, но заказ был разовый", — рассказал предприниматель. Затем фирма занялась фасовкой лекарственных трав, а потом производством аптечек для автомобилистов.
По словам Вячеслава Андросова, в середине 1990–х аптечки в России выпускали несколько производителей и вид у них был довольно скромный. Вячеслав решил сделать ставку на дизайн и упаковку, используя материал другого типа — капровинил, позволяющий изготовлять аптечки всех цветов радуги. Не имея возможности самостоятельно производить и покупать "начинку" для аптечек, предприниматель использовал принцип бартера, поставляя часть продукции оптовым фармацевтическим компаниям Коммерческий директор ЗАО ВиТалфарм Татьяна Андросова и генеральный директор Вячеслав АндросовКоммерческий директор ЗАО "ВиТалфарм" Татьяна Андросова и генеральный директор Вячеслав Андросовв обмен на медикаменты. Затем их реализовывали в аптеки, а вырученные средства вновь вливались в оборот.
Бизнес развивался достаточно успешно, свою продукцию фирма "Ситал" (затем ЗАО "Виталфарм") поставляла не только на рынок Северо–Запада, но и в другие регионы. "Все рухнуло в 1998 году, когда разорились наши партнеры. Тогда мы потеряли около $30–50 тыс. Компания у нас была маленькая, и это был почти весь наш капитал", — рассказал предприниматель.
Было принято решение продолжить выпуск аптечек, сделав упор на изменение общего ассортимента. Они вошли в состав набора для автомобилистов — сумки, в которую также помещены огнетушитель и аварийные знаки.
В 2008 году оборот ЗАО "Виталфарм" достиг $1 млн. Но за время нового кризиса доходы фирмы упали примерно на треть. Главным образом это произошло из–за спада спроса на авторынке.¬ В связи с этим в ноябре предприниматель решил открыть новое направление — детское. "До этого мы уже начали выпускать аптечки для матери и ребенка. Теперь расширим ассортимент за счет фартуков, нагрудников и пеленальных столиков", — отметил он. Компания планирует начать производство продукции в апреле и уже через полгода довести оборот до $300–400 тыс. в месяц.
Одновременно с производственным направлением в 1996 году семья Андросовых занялась торговлей лекарствами, сейчас ЗАО "Аптека Витал" управляет сетью из двух аптек и двух киосков. Это бизнес развивает жена Вячеслава — Татьяна Анд¬росова. В 2005 году к ним был добавлен центр косметологии, инвестиции в его оборудование, составившие $150 тыс., удалось окупить за 3 года работы.производ¬ственному предприятию, где работает 15 человек, можно исключительно благодаря быстрому изменению ассортимента, уверен генеральный директор компании "Виталфарм" Вячеслав Андросов. Другой принцип, которого он придерживается уже более 10 лет, — никогда не брать кредитов.
Cправка
Сейчас в ЗАО "Виталфарм" работают 150 человек. Сокращения из–за кризиса удалось избежать в связи с запуском нового направления. В настоящее время компания арендует 2500 м2, в ближайшие годы планируется переезд на собственную площадку в Ленинградской области.
Средний годовой оборот компании в млн рубл.
2006 г. - 12-13
2007 г. - 15-18
2008 - 24-30
Инна Шубина