Елена Батурина предсказывает рост цен на московскую недвижимость

Автор фото: ДП

Самая богатая женщина России, глава компании "Интеко" Елена Батурина рассказала, когда стоит выходить на фондовый рынок, что станет с российскими девелоперами и сколько, если по справедливости, должно стоить в России жилье.

Интервью Елена Батурина дала Ведомостям.
"Интеко" не приходится выживать?
За весь 2008 год мы не сделали ни одного дорогого приобретения: не вкладывались в дорогую землю, дорогие проекты. Мы копили деньги.
Но ведь "Интеко" просит 34 млрд рублей у правительства в рамках госгарантий на рефинансирование своей задолженности?
Эта информация неверна. Мы обратились за государственными гарантиями на кредиты, которые мы хотим взять в коммерческих банках для развития отечественной отрасли промышленности строительных материалов и строительства новых ДСК.
Хотите сказать, что долгов у вас нет?
Почему нет? Есть. Но они абсолютно сопоставимы с тем, что мы имеем.
Какова их структура?
Они достаточно спокойны: общий объем кредитов — около 30 млрд рублей. Наши крупные кредиторы — Газпромбанк и Сбербанк. В Банке Москвы и ВТБ — несущественные кредиты. Половину долга, который приходится на Газпромбанк, мы приняли решение гасить, а другую половину уже пролонгировали и спокойно отдаем проценты.
За счет каких средств будете погашать?
За счет наших активов, в том числе "голубых фишек" ("Газпром", Сбербанк, "Роснефть"). Сейчас не та ситуация, когда "голубые фишки" стабильно активно растут. Поэтому лучше мы уйдем в кэш, а когда рынок будет более успешен для того, чтобы приобретать "голубые фишки" с потенциалом роста, мы купим их еще раз.
Кредитов в валюте не было?
Нет. И в зарубежных банках мы не кредитовались. Удивительная ситуация. Я с ней столкнулась, когда пришла в банк "Сосьете женераль". Мы — российская компания, а они не кредитуют российские компании. Мне предложили сделать офшор, потому что из офшора им понятно, как забирать активы в случае невозврата кредита, а из российской — нет.
Когда необходимо погасить остальные кредиты?
Сроки погашения начинаются с 2010, 2011, 2012 гг. Часть мы пролонгировали и исправно платим проценты.
Когда можете вернуться на фондовый рынок?
Планирую к концу года. Думаю, что будут более стабильные цены на нефть, они начнут расти, вслед за этим начнут расти наши сырьевые компании.
С чем связаны такие ожидания?
Ситуация в мире становится стабильнее. Это очевидно. Заканчивается мировое падение, это тоже видно уже сейчас. Значит, ОПЕК в любом случае не допустит снижения цены, скорее всего догонит цену до $70.
У вас в компании были какие-нибудь антикризисные преобразования?
Конечно. Я, например, дала команду теперь печатать документы на двух сторонах. (Улыбается.) Мы сократили центральный аппарат примерно на 30%, не затронув низовое звено, которое, с моей точки зрения, наиболее болезненно бы это пережило. Более того, у всего менеджмента сократилась вполовину зарплата. Да, начиная с меня!
Сколько вы получаете?
Моя последняя зарплата была 500 000 рублей в месяц. Но это оклад, от которого исчисляются все остальные оклады сотрудников центрального офиса. С конца прошлого года он ниже. Причем, понимая, что могут быть увольнения, мы на всякий случай сформировали некий фонд выплат увольняемым сотрудникам. В случае, если нам придется все-таки пойти на эти увольнения, мы сможем хотя бы исполнить все свои обязательства: выплатить двухмесячную зарплату и т. п. Но, слава богу, пока таких массовых увольнений нет. Сократили все вакансии, нескольких людей уволили просто по договоренности, подписав с каждым соглашение о том, что никаких претензий нет.
Какие меры нужны строителям, чтобы выйти из кризиса?
Все то же самое: дешевые процентные ставки по кредитам, государственные закупки. То, что собирались сделать, просто пока еще не сделали.
Что будет, если до строителей не дойдет господдержка?
Большое количество девелоперов может разориться. Думаю, что многие компании уже близки к тому, чтобы или поменять владельца, или завершить свое существование.
Почему строители оказались едва ли не самыми закредитованными?
Ничего удивительного в этом нет: сам по себе строительный цикл таков, что он требует кредитов. Потому что реализация строительных проектов занимает много времени и невозможно их реализовывать только за свой счет. Плечо очень длинное.
Есть мнение, что девелоперам, у которых долги превышают миллиард, уже ничего не поможет.
Надо же разобраться, на что они взяли этот миллиард. Посмотрите, что получилось: рынок рос, и у нас много девелоперов начало играть в IPO. Для того чтобы размещение было более объемным, они стали приобретать земли. Причем иногда совершенно все равно по каким ценам, лишь бы были хорошие объемы. На эти цели брались кредиты. Зачастую деньги, полученные в процессе IPO, тоже вкладывались в подобные земли. Реализация этих проектов — я смотрела ряд пакетов — вообще запланирована после 2014 г. То есть там нет ни инфраструктуры, ни инженерии, а деньги уже потрачены, и каждый год по ним капают проценты. Казалось бы, соблазн велик — «надуть» компанию и предложить ее инвесторам. Теперь пришло время, когда надо объяснить что-то людям.
Вы собираетесь строить много дешевого жилья. Как вы считаете, сколько должно стоить жилье экономкласса?
Около $1000 за 1 м2.
Какова, на ваш взгляд, справедливая цена для жилья экономкласса в Москве?
Трудно сказать. Если город берет на себя решение всех инженерных и инфраструктурных вопросов, можно уложиться в цену, чуть превышающую $1000. Ниже цену держать просто тяжело. Чтобы сделать жилье доступным, надо увеличить доходы населения. Мы все время забываем, что доступное жилье — это не только дешевое жилье, но и высокие доходы населения. Государство для этого и существует, чтобы снижать расходы на себя и увеличивать доходы населения.
Вы согласны с мнением министра финансов Кудрина о том, в ближайшие пять лет цены на недвижимость в Москве не вернутся на уровень 2008 года?
По моему мнению, они и сейчас достаточно высокие, поэтому я не очень переживаю из-за выступления Кудрина о том, что они не вернутся. В Москве всегда была высока доля инвестиционного жилья. Почему я против прогноза, что цены в Москве существенно упадут? Потому что, когда упал рынок по всей стране, когда нет альтернативных механизмов инвестирования, все деньги вернулись опять в столичное жилье. И практика показывает, что я права. Провала-то в цене не наступило. Более того, я считаю, что во второй половине года цены начнут расти, причем существенно, но, может быть, не такими темпами, как раньше.
Каков ваш прогноз по ценам на недвижимость в Москве?
Я считаю, что они были, остаются и будут высокими. И так будет продолжаться до тех пор, пока в других регионах не начнется массовое строительство, которое отвлечет деньги населения России от недвижимости в Москве.