Фильмов станет меньше, бутерброды будут брать с собой

Автор фото: dpmoney

Кинозалы начинают пустеть, зрители отказываются от традиционно поп-корна и приносят с собой бутерброды из дома, какие еще изменения ждут российский кинопрокат, рассказал генеральный директор известной дистрибьюторской кинокомпании "Люксор" Сергей Сорочкин в эксклюзивном интервью dpmoney.

Dpmoney: Добрый день, Сергей. Сейчас все вокруг говорят о финансовом кризисе. На дистрибьюторов кинопроката он как-то повлиял?
Сергей Сорочкин: Естественно, мировой финансовый кризис не обойдет стороной и кино. Было бы глупо говорить, то эта отрасль живет отдельно от всего мира и застрахована от кризиса. Я неплохо владею ситуацией по своей отрасли, и могу сказать, что тяжелая экономическая ситуация уже оказала влияние и на кинопроизводство, и на кинодистрибьюцию. Наша компания является дистрибьютором не только в кинопрокате, но и на видео и на телевидении, поэтому я обладаю довольно полной информацией. Производство практически всех российских фильмов приостановлено из–за отсутствия финансирования.
Последнее время внушительная часть фильмов снималась на спонсорские деньги, сейчас найти человека, который был бы готов финансировать такое рискованное предприятие, как съемку фильма довольно сложно. Так что кризис неминуемо приведет, и уже привел, к сокращению производства. Что касается телевидения, здесь не надо быть профессионалом, чтобы заметить ряд негативным тенденций. Компании вынуждены сокращать свои рекламные бюджеты, из-за чего количество роликов на телевидении также сокращается. Часть телевизионных каналов уже со второго полугодия прошлого года живут практически без адекватного рекламного бюджета. Что касается видео – в этой отрасли произошло почти 50%-ое падение. Почти полностью остановились продажи библиотечных фильмов, продажи новинок упали на 30-40%.
Кризис повлиял и на кинопрокат. У компании "Люксор" 10 кинотеатров в Москве и ближнем Подмосковье, поэтому мы чувствуем все изменения на "собственной шкуре". Если взять январский кинопрокат, то, по количеству посетителей мы превзошли даже показатели прошлого года. Но зато из-за курсовой разницы упал долларовый показатель. Несмотря на это кинотеатры пока не изменили свои цены. Кроме того, остались льготы для малозащищенных слоев населения: студентов и пенсионеров. Для них, учитывая все льготы, билет в кинотеатр стоит по-прежнему 40 рублей. Благодаря тому, что цены остались на прежнем уровне, поход в кино остается одним из самых доступных видов развлечений. Я думаю, что пока цены на билеты останутся без изменений. В противном случае, кинотеатры рискуют проводить показы в полупустом зале. Январский приток посетителей связан с тем, что были долгие каникулы, которые всегда очень позитивны для развлекательной индустрии, народ жил своими старыми запасами по принципу "гулять, так гулять" и не до конца еще осознавал, что кризис уже является нашей реальностью. В феврале ситуация изменилась. Посетителей стало меньше. Приблизительно на треть. Впрочем, я бы пока не стал сильно переживать по этому поводу. На мой взгляд, достойных проектов, которые смогли бы привлечь публику, пока тоже не было. Зная, что на лето запланирован ряд громких и масштабных проектов – "Ледниковый период – 3", например, и еще несколько блокбастеров – можно считать, что это эффект ожидания. Возможно, люди ждут именно этих премьер.
Кроме того, кризис заметен еще и в таком показателе, как консейшн. Это услуги, которые кинотеатр предоставляет до входа в зрительный зал: поп-корн, кофе, напитки, - все то, на что тратит деньги сам зритель непосредственно перед просмотром фильма. Раньше этот показатель составлял в среднем 30-40% от общего вала. В кинотеатрах, где консейшн поставлен на очень хорошем уровне, например, поп-корн разносят прямо в зрительном зале перед сеансом, консейшн мог доходить до 80-100%. То есть, условно говоря, зритель тратил на эти "сопутствующие" товары примерно столько же, сколько и на сам билет в кино. Сейчас, сравнивая консейшн и валовый сбор на фильм, можно констатировать, что консейшн упал. Сейчас он составляет всего порядка 20%. То есть люди стремятся экономить. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться. Мы заметили, что зрители начали прихватывать с собой из дома бутерброды, воду, шоколад, чтобы избежать дополнительных трат в самом кинотеатре. Если раньше это было запрещено, то сейчас кинотеатры смотрят на это сквозь пальцы – лишь бы только зритель продолжал посещать сеансы.
Dpmoney: Какие антикризисные меры предприняла Ваша компания?
С.С.: Мы избежали такой непопулярной антикризисной меры как сокращение штатов и то, только потому что у нас изначально был оптимальный состав. Сокращение зарплаты и количества рабочих дней нам тоже удалось избежать. Не у всех ситуация настолько хорошая. По причине кризиса одна компания уже прекратила свое существование. Еще две готовятся объявить о том, что закрывают направление "прокат".
Очень серьезная проблема для нас - аренда. Из-за курса доллара она резко повысилась. Собственные кинозалы есть только у ограниченного числа компаний. Большинство компаний никогда не стремились выкупать кинозалы, вкладывать деньги в недвижимость - это совсем другой бизнес. Большинство компаний арендует кинозалы у торговых комплексов. Выгода здесь обоюдная: кинодистрибьютор получает зал для показа, а торговый центр – развлекательный комплекс, который также обеспечивает определенный процент покупателей. Сейчас владельцы торговых комплексов не хотят пересматривать арендную стоимость, которая заложена в долларах. При этом у нас-то цены на билеты остались рублевыми и на прежнем уровне. Повышать мы их не хотим, потому что это приведет к еще большему оттоку зрителей. Таким способом мы добьемся только того, что зритель уйдет в пиратское видео. Это будет просто огромный шаг назад.
Надеюсь, что для этого все-таки не дойдет. Ведь если из состава торговых комплексов выйдут развлекательные, то количество покупателей резко сократится. Сейчас поток покупателей формируется как раз из людей, которые идут в кино и по пути заходят в бутики и магазины торгового комплекса.
Я понимаю, что у арендодаторов тоже есть свои сложности. Но единственный выход – идти на временное снижение арендной ставки. Наша компания как раз предложила такой компромисс арендодателям. Сейчас мы работаем в этом направлении. Мы предлагаем пересмотреть арендную плату исходя из доходности –цены на билет, которая не менялась, и стоимости квадратного метра арендуемой площади.
Арендодаторы имеют еще и дополнительный фактор давления на нас: во-первых, понятно, что в один день мы кресла и прочее кинооборудование из кинозала не вынесем, во-вторых, кризис -явление все-таки временное и если сейчас начать покидать "насиженные" места, потом вряд ли удастся на них вернуться.
Как это не банально звучит, но кризис несет и положительные изменения. Прокатные компании, в том числе и наша, стали более внимательно относиться к выбору фильмов, которые мы выпускаем в прокат и количеству выпускаемых копий.
Dpmoney: Эти изменения как-то отразятся на рядовом зрителе?
С.С.: Думаю, что да. Начиная с летнего репертуара, количество фильмов, выходящих одновременно на выходные, будет ограничено. То есть репертуар станет менее широким.
Но здесь есть и положительные моменты. Я думаю, что вместе с кризисом из проката исчезнет часть российских фильмов, которые просто не были достойны выходить в кинопрокат, но, тем не менее, выходили, благодаря масштабным pr-компаниям. Эти фильмы разочаровали зрителей, несмотря на то, что были широко разрекламированы. То есть культурный уровень кинотеатров повысится, качество начнет преобладать над количеством. Я думаю, что станет меньше и рекламы, которая не соответствует уровню представляемого фильма. Заставляет людей идти на презентуемую картину, а затем разочаровываться. Это подсаживало наше российское кино. Кроме того, что скрывать, большая часть российских проектов зрителей не удовлетворяли. Сейчас таких случаев станет меньше. Финансирование будут получать только достойные проекты. На Западе у менеджеров большого кино тоже часть проектов отложены. Компании не хотят рисковать своими деньгами, если у них нет уверенности в хороших кассовых сборах.
Dpmoney: Не боитесь, что через какое-то время вообще нечего будет в прокат выпускать и показывать зрителям?
С.С.: Вряд ли до этого дойдет. Запланированные масштабные проекты с утвержденным финансированием все равно будут реализовываться. Так что без зрелищ зритель не останется.
Еще раз повторяю, в большей степени от кризиса пострадали те проекты, у которых был единственный источник финансирования – спонсорские деньги. Значимые проекты, я уверен, сильно не пострадают.

Dpmoney: Сколькими фильмами вы порадуете зрителей в этом году?
С.С.: У нас еще не сверстан летний репертуар, но сегодняшний день в наших планах выпустить в прокат до конца года 10 фильмов. Для сравнения, в прошлом году у нас было 12 проектов. Если учесть, что мы еще добавим к сегодняшним планам летний репертуар, то количество фильмов будет примерно на уровне прошлого года. Так что поводы посещать кинотеатры у зрителей будут.