Массовая благотворительность - из капель складывается поток

Автор фото: Anna Kervinen
Зимний благотворительный базар в гостинице "Астория"

Для компаний настали непростые времена, и они уже не могут в том объеме, как это делали раньше, поддерживать социальные проекты. Многие благотворительные фонды и некоммерческие организации столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Большинству из них предстоит перестроить свою тактику фандрайзинга, сделав ставку на мелкие частные пожертвования.


История современной российской благотворительности насчитывает всего двадцать с небольшим лет. Детский фонда имени Ленина, созданный в 1987 году, стал, по сути, первой благотворительной организацией в новой России, тогда еще Советском союзе, получивший по-настоящему добровольные пожертвования от граждан. Несмотря на неоднозначные оценки деятельности фонда, он создал прецедент, и это имело большое значение. В последующие годы, благотворительность в нашей стране прошла несколько периодов становления, характеризующихся различными тенденциями.
На начало мирового экономического кризиса основным источником пожертвований благотворительных фондов и некоммерческих организаций являлись компании или юридические лица. Кроме того, в нашей стране существует ряд устойчивых мифов, касающихся благотворительности. Один из которых, заключается в мнении, что благотворительностью должны заниматься богатые люди и корпорации, а основная масса российских граждан и так ограничена в средствах. Но даже в Нью-Йорке, самом богатом городе США, 40% пожертвований приходит от самых бедных слоев населения.
Как правило, дело оказывается не в количестве денег, а совсем в нематериальных активах, таких трудно исчисляемых человеческих категориях как чувство сострадания, нравственность, гуманистические ценности, внутренние потребности. Да, бывает, что причиной занятия благотворительностью становится расчет, но этот расчет, в конце концов, приносит пользу не только бизнесу, но и нам с вами.
Уточним, что понятие благотворительности включает не только пожертвования денег, одежды, собственности, это еще и волонтерство или добровольчество, просто помощь больному соседу или упавшему на улице человеку, потерявшейся или нуждающейся в помощи собаке и т.п.. Благотворительность – это значит "творить благо". Но сейчас мы поговорим только об одной ее форме, но, пожалуй, самой актуальной на настоящий момент – сбору пожертвований от граждан. Без них сегодня просто невозможно выжить некоммерческим организациям, работающим с наиболее острыми социальными проблемами нашего общества.
Читайте также:
"Помогать легко!"
Для компаний настали непростые времена, и они не могут помогать как раньше. Это в полной мере уже почувствовали все благотворительные фонды и НКО, и теперь большинству из них предстоит перестроить свою тактику фандрайзинга. Первыми это поняли фонды помощи детям с онкологическими заболеваниями, собирающими средства на дорогостоящее высокотехнологичное лечение и стали работать по принципу: "С миру по нитке – нищему рубаха".
Так общая сумма пожертвований, собранных в декабре петербургским "Благотворительным фондом помощи онкологическим больным "АдВита" за счет благотворительных открыток стоимостью 10 рублей, составила 200 тыс. рублей. Это воодушевило волонтеров фонда. И если к новогоднейРомашки. Аня Крамаренко, 4 годаРомашки. Аня Крамаренко, 4 года акции в основу открыток легли отдельные рисунки подопечных "АдВиты", то к 8 марта ребята специально нарисовали открытки. С детьми занимаются художники-волонтеры, мультипликаторы из "Студии детской анимации "ДА", поэтому открытки получились не просто яркие и красивые, но и необычные, так как сделаны в разных техниках: пластилиновой, вышивкой бисером, акварелью. Елена Грачева - координатор программ благотворительного фонда "АдВита" рассчитывает получить по итогам второй акции около 250 тыс. рублей, но работа с
открытками будет продолжаться и дальше - сети магазинов подарков и предметов интерьера ZebraHome и магазинов детской одежды "Шалуны" взяли их на реализацию.
Одной из главных задач фонда Елена считает улучшение эмоционального фона, связанного с помощью детям, больным онкологией. Чтобы эта помощь не была связана с негативными эмоциями. Человеку должно быть приятно помогать, совершая при этом легкие привычные действия. В таком контексте сейчас разрабатывается сразу несколько акций под общим девизом "Помогать легко". Одна их них - продажа товаров с наценкой – практика, которая очень распространена в западных странах. Скоро такие товары появятся в сети магазинов "Кроха", руководство которой по договоренности с поставщиками решили даже не делать специальной наценки на "благотворительные" товары, чтобы не повышать их стоимость, а просто отчислять часть прибыли от их продажи на помощь больным детям. Покупатели будут узнавать их благодаря специальным веселым стикерам. Мультипликаторы из "Студии детской анимации "ДА" придумали образы крылатых зверюшек: летающих коров, котов, собак и бегемотов, а студия Mediamama бесплатно разработала дизайн. На каждом товаре, который будет участвовать в акции, будет наклеен стикер. Если звери понравятся покупателям, то в дальнейшем планируется разработка самостоятельной товарной линейки с их образами: закладки, комиксы, мультфильмы. Под акцию создается специальный сайт, где будут публиковаться отчеты из каждого магазина, размещены логотипы всех поставщиков товаров. К участию в акции приглашаются торговые сети.
Участвуя в этой акции, все мы - покупатели, продавцы, поставщики - своими действиями будем помогать кому-то выжить. Это наша добрая воля и это будет нас объединять. "Мне кажется, это перспективная идея. Это вовлекает очень большое количество людей и улучшает общую атмосферу благотворения. Тот перекос в сторону крупных компаний, который был все время, - и психологически неточен, и сейчас просто невозможен. Десять, пятьдесят рублей – то, на чем должна строиться благотворительность, на чем она строится во всем мире. И для этого ничего особенного не надо делать: опустить 50 рублей в терминал, купить открытку или игрушку своему ребенку" – говорит Елена Грачева.
На сегодняшний день среди петербургских фондов и НКО, у "АдВиты" разработаны наиболее широкие возможности для быстрого и легкодоступного перевода пожертвований. Это и "Яндекс. Деньги", автоматы, принимающие Webmoney, отдельная кнопка в "Уникассе", терминалы QIWI. Разработка акций, работа с платежными системами требуют больших человеческих и временных ресурсов, а они у фонда очень ограничены – во фонде работают всего несколько волонтеров. Но у "АдВиты" нет другого выхода - финансовая ситуация сейчас очень тяжелая. А без денег, не будет лекарств, не смогут оплатить операцию и кто-то погибнет.
Пожертвования через интернет и использование социальных сетей очень распространены на Западе. "Этот процесс начался у них в 1999 году и по исследованию Гарвардского университета в 2007 году через Интернет на благотворительность было собрано $20 млрд, из них более половины – $10,4 млрд пришлось на США" – говорит Татьяна Бурмистрова, директор Фонда развития некоммерческих организаций "Школа НКО" (Москва). – "Если говорить про Россию, то через Интернет в том же году по нашим прикидкам было собрано примерно $6 млн. В лидерах – "Российский фонд помощи", "Помоги.Орг" (Pomogi.org), "Подари жизнь", Greenpeace, Всемирный фонд дикой природы в России (WWF). Имеется ввиду использование в работе организации не только кредитно-карточной системы, но и, вообще, различных возможностей Интернета: грамотного web-сайта, электронных рассылок и т.п.. Многие эксперты сходятся во мнении, что чем эффективней будет развит фандрайзинг в Интернете, тем эффективней будет НКО."
Сбор пожертвований с применением новый технологий - тема относительно новая. Первым, самым известным и простым методом сбора денежных средств "от раза к разу" на Западе являются, так называемые, "кружечные сборы". Этот метод и сейчас применяют "Армия спасения", "Амнисти Интернейшнл" (Amnesty International), но в основном им пользуются маленькие или церковные организации. Другим популярным способом является проведение различных благотворительных мероприятий – балов, марафонов, аукционов, лотерей – там, где есть развлечение, веселье, удоЗимний благотворительный базар в гостинице "Астория"вольствие. Зимний благотворительный базар в гостинице "Астория"
Зимний благотворительный базар в гостинице Астория Зимний благотворительный базар в гостинице "Астория"
Не часто, но такие мероприятия проходят и в нашем городе. Наиболее известны: ежегодный Пушкинский бал "Золотая осень" и зимний Детский бал, которые проводит Гранд Отель Европа. Вырученные средства идут на помощь социально незащищенным детям. Ежегодный Зимний благотворительный базар в гостинице "Астория", где собирает средства на свои благотворительные проекты Международный женский клуб. В ноябре прошлого года БОО "Перспективы" провели благотворительный вечер в Шереметевском дворце. Билет стоимостью 10 тыс. рублей составлял благотворительное пожертвование на поддержку детей и молодых людей с множественными нарушениями в рЗимний благотворительный базар в гостинице "Астория"азвитии.
Ольга Алексеева в своей книге по истории современной российской благотворительности "История доверия в недоверительные времена" пишет: "Один умный человек сказал, что "Из чувства сострадания человек делает пожертвование один раз. Из чувства вины – дважды. Но становится постоянным жертвователем только тогда, когда получает от этого удовольствие."
В опубликованном в 2006 году в Стокгольме исследовании о филантропии, говорится о том, что люди жертвуют деньги, поскольку испытывают от этого чисто физиологическое удовольствие. Приборы показывают, что у дарителей в момент выписки чека "на добро" активируется участок мозга, отвечающий за наслаждение. Это подтверждается результатами опроса, проведенного консалтинговой компанией Öhrling Pricewaterhouse Coopers в конце прошлого года. Согласно ему около 80% шведов, невзирая на кризис, готовы расстаться с частью своих средств в прежних количествах. По статистике средняя шведская семья тратит на благотворительность примерно 100 евро в год.
Вообще, тема чАкции Банка Фестиваля Добрый Питер. Подведение итогов.астных массовых пожертвований совершенно новая для России. Она началась в 2000 году с простых ящиков-копилок в магазинах, торговых центрах, аэропортах и более-менее встала на ноги в 2004. В регионах есть организации, для которых этот вид поступлений является основным, но в таких городах как Москва или Петербург, где себестоимость оказания помощи достаточно высока, невозможно реализовывать долгосрочные программы на ящичных пожертвованиях. Их можно использовать только как дополнительный источник. Так за время проведения акции "Банка" в нескольких гипермаркетах сетей "Лента", "О’Кей" и "Карусель" в рамках III Благотворительного фестиваля "Добрый Питер", пАкции "Банка" Фестиваля "Добрый Питер". Подведение итогов.роходившего в течение всего декабря 2008 года, общей сложностью от горожан было собрано 358 985 рублей.
СПб БОО "Перспективы" имеет уже 1,5 годовалый опыт практики сбора пожертвований в ящики на работающих кассах сети универсамов "Патэрсон". Как говорит Наталья Лимина, координатор по внешним связям БОО "Перспективы", всего из 11 универсамов за месяц они собирают около 20 тыс. рублей. Количество денег очень сильно зависит от магазина: это может быть и 800 рублей, а может - и 5 тысяч. Скоро еще три ящика фонда появятся в Аэропорту "Пулково". СПб ОБФ "Родительский мост" поставили свои копилки в универсамах "Идея", сети кафе "Пироговый Дворик" и "У тещи на блинах". За неделю в среднем одна копилка собирает 1 400 рублей – столько в Фонде стоит работа специалистов по предотвращению одного случая отказа от кровного или усыновленного ребенка. В связи с копилками в фонде "Родительский мост" уже появились рассказы о необычных случаях. Так на днях женщина, расспросив персонал и узнав о цели сбора средств, положила в одну из копилок фонда около 4 тыс. рублей - все деньги, которые у нее были в кошельке – объяснив, что сама является выпускницей детского дома и знает что это такое.
Источники финансирования некоммерческих организаций на Западе и России различаются не только объемами пожертвований от обычных граждан. В западных странах, особенно в США, они составляют от 50 до 80%, а в некоторых случаях и до 100% бюджета. Но часто эти люди являются, так называемыми, "сторонниками", то есть поддерживают одну организацию на протяжении многих лет. Поддерживают, потому что им нравится то, что эта организация делает, и они хотят чувствовать себя сопричастными этому делу. Часто донор становятся и ее волонтером. Сумма, которую ежемесячно перечисляют сторонники, как правило, совсем небольшая - 5-10 евро в Германии, несколько фунтов в Великобритании. В Мемфисе (США) есть знаменитый детский госпиталь Св. Иуды, бюджет которого составляет свыше $1 млн в сутки. Лечение детей в нем проводится полностью бесплатно. Около $300 тыс. бюджета покрываются медицинскими страховками, остальное составляют благотворительные пожертвования. Размер пожертвований по программе Partner In Hopе для наиболее лояльных сторонников госпиталя составляет $19 в месяц.
В поиске таких сторонников западные некоммерческие организации проводят активную работу: подходят прямо на улице или звонят в квартиру с предложением оформить заявление в банк о ежемесячном отчислении на одну из благотворительных программ. В компаниях широко распространена модель payroll giving - программа частных пожертвований сотрудников. Человек сам определяет адресата помощи и размер пожертвования, средства автоматически удерживаются при расчете его зарплаты.
"Серьезно со сторонниками в нашей стране работает очень мало организаций. На Западе поняли, что фандрайзинг – это дело отношений, а у нас только начинают к этому подходить. Наиболее эффективны будут те, кто сумеет построить долгосрочные отношения со своими жертвователями, основанные на доверии и мотивации" – считает Татьяна Бурмистрова.
Поэтому, если у вас существует нереализованная потребность помогать нуждающимся, то в ситуации тотального недоверия, в котором живет сегодня наша страна, стать сторонником зарекомендовавшей себя и профессионально работающей некоммерческой организации – хороший выход.