Светлана Сорокина: "Интерес зрителей к хорошим людям и хорошим поступкам невелик"

Автор фото: "ДП"

Интервью с известной журналисткой Светланой Сорокиной, которая представила свою книгу "Мне не все равно" 20 февраля в Книжном клубе "Буквоед".

Эта книга, с рабочим названием "Легкий способ стать человеком", о
благотворительности. На интерес к этой сфере Светлану вывела профессия, в
которой она уже больше 20 лет. Люди постоянно обращаются за помощью к
журналистам, особенно телевизионщикам. Сталкиваясь с человеческой болью,
проблемами возникает естественное желание помочь. Так постепенно, эта тема вошла
в жизнь Светланы Сорокиной, вошла всерьез и надолго, и не отпускает по сей
день.Светлана
Сорокина: "Интерес зрителей к хорошим людям и хорошим поступкам
невелик".
Благотворительность – непопулярная тема у СМИ?
Да. Года два тому назад у меня была попытка сделать телевизионную программу,
которая касалась вопросов благотворительности. Было сделано несколько программ и
на этом все закончилось. Замечательный телевизионный критик Слава Тарощина тогда
вывела такую формулу: "Хорошие люди – плохой материал для хорошего
ток-шоу". Хорошие люди, хорошие истории, отсутствие скандала, патологии
или еще чего-то экстраординарного не привлекает внимание аудитории. Поэтому на
телевидении может быть что угодно связанное с желтизной, кровью, смехом самого
низкого регистраСветлана
Сорокина: "Интерес зрителей к хорошим людям и хорошим поступкам невелик",
но не будет того, что связано с хорошими людьми, хорошими поступками и т.п.
Зрительский интерес к этому невелик.
Так кто у нас главный герой – тот, кто добился успеха, стал богатым
У нас, вообще, нет героев - людей, так скажем, абсолютной репутации. Вся наша
государственная машина, машина прессы, заточены на то, чтобы героев не было в
принципе. Не знаю с чем это связано, но мы не любим тех, кто чем-то хорош: на
что-то выделил деньги – наворовал, откупается; занимается благотворительностью
известная актриса – имидж себе зарабатывает. Надо обязательно в чем-то уличить,
заподозрить. Я не знаю в чем тут дело, но это настроение в обществе мне очень не
нравится. Мы живем без героев, а это плохо.
А у меня ощущение, что наше телевидение людям все время это усиленно
навязывает…
К сожалению, это встречное движение. Телевидение всегда идет на поводу
рейтинга. Зрители требуют определенных зрелищ. Еще давно Феллини
сказал:
"Телевидение - это когда миллионы смотрят,
как другим миллионам плохо". Людей привлекают специфические
переживания, эмоции, зрелища. Хорошее - привлекает очень немногих.
Именно поэтому широкие PR-кампании по благотворительности в Штатах не
имели успеха?
Да, что только не придумывали в тех странах, где благотворительность
распространена! Многочисленные акции и даже PR-кампании, но это не имело
большого продвижения, хотя каким-то образом это все же работает. А у нас и акций
нет. Мало того, сейчас в недрах Государственной думы готовится новый закон о
социальной рекламе. Ее хотят сделать платной. Фонды, которые призывают к сбору
денег для тяжело больных детей, должны будут заплатить по рекламным расценкам
ТВ-каналов. Разве это нормально?! Мы будем бороться с этим, поднимать
общественное мнение. В нашей стране благотворительность – это еще и настойчивое
вмешательство в формирование законодательства.
Но все-таки что-то движется…. Сейчас в недрах Минэкономразвития РФ готовится
"Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества
в РФ", где предусматривается расширение налоговых стимулов участия в
благотворительной деятельности. Снижается налогообложение. Может пошло бы
быстрее и лучше, если бы не кризис.
В американском исследовательском институте Fetzer считают одной из
наиболее насущных и основополагающих проблем человечества - наша способность
любить и прощать. Многие проблемы тогда, с которыми мы сталкиваемся, не стояли
бы так остро. Не кажется Вам, что благотворительность – это лишь один из
аспектов проявления проблем духовности в нашем обществе?
Если бы мы научились любить и прощать, помогать друг другу, было бы здорово,
но, к сожалению этого не происходит. Хотя, благотворительное движение не в
России, а во всем мире, меня настраивает на оптимистичный лад в отношении
человечества в целом. Если взять те страны, где это развито, например, в тех же
Штатах практически нет человека, который хотя бы иногда не участвовал в
благотворительных проектах, то думаю, что не все потеряно. Это школа
взаимодействия, которая очень поможет этим странам во время кризиса.
У нас в последние годы, которые были тучными, нефтяными и богатыми, это
движение тоже началось. Многие организации уже считали приличным иметь свои
собственные фонды или программы, частные люди стали уделять этому внимание. Была
надежда, что мы тоже поступательно идем через недоверие, через сопротивление,
которое есть в нашем государстве. Ведь многие думают, что помогать должно
исключительно государство, а благотворительные организации не нужны. Но все-таки
это движение шло к социальной солидарности. Сейчас, к сожалению, опять все
сворачивается, хотя кризис – как раз то время, когда взаимодействие
необходимо.
Не кажется Вам, как бы это парадоксально не звучало, что кризис может
помочь выйти через какое-то время на позитивные изменения в этой сфере? То, что
преимущественно богатые люди и компании занимались в нашей стране
благотворительностью, создало всеобщий устойчивый миф, что это – удел богатых.

Вот интересно, ведь люди не думают, что донорами крови являются только те, у
кого высокое давление, а почему-то считают благотворительность делом
богатых. На самом деле это не так. Люди не задумываются, что просто
помогая больному соседу, они тоже являются благотворителями. Совсем
необязательно быть богатым человеком, чтобы научиться что-то делать для других,
просто отдать частичку своего времени и усилий. В западных странах, на которые
мы ссылаемся, когда говорим о благотворительности, самое большое распространение
получило добровольчество или волонтерство. Люди просто отдают свое свободное
время и силы общественным работам: убирают территорию, помогают старикам, делают
то, что необходимо обществу, до чего не доходят руки у государства. У нас про
это почему-то не помнят. Дело не в деньгах, а в собственном желании.
Если бы в обществе была духовность, то не надо было бы так
агитировать и призывать....
Я давно убедилась в результате долгих лет жизни, размышлений и поездок, что
нет хороших и плохих народов, везде есть плохие и хорошие люди. И про россиян
можно сказать то же самое. Не надо себя уничижать, но и восхвалять тоже:
говорить о духовности, Толстом и Достоевском, доброте и гостеприимстве. Люди в
массе своей довольно эгоистичны, не слишком добросердечны, подвержены настроению
толпы. Поэтому не будем обольщаться.
А вот герои Вашей книги, они такие разные, но у них есть что-то
общее?
Все эти истории, с одной стороны художественные, в тоже время, они связаны с
воспоминаниями о конкретных людях, ситуациях, которые я немного переработала в
своем воображении. Там, где я веду рассказ от первого лица - это
документальное повествование.
Мои герои очень разные: это и богатые люди, которые не хотят, чтобы знали об
их благотворительной деятельности, есть и абсолютно нищие люди, которые нашли
себя, помогая другим. Мне именно хотелось показать какие разные люди, какие
разные дела приходят в их жизнь, и что они от этого получают. Потому что, по
большому счету, каждый что-то от этого получает - начинает чувствовать себя
по-другому. Может быть, становится тяжелее, сложнее, но все-таки это уже другая
жизнь. Они становятся другими.
Недавно, я вошла в Совет по правам человека и развитию института гражданского
общества при Президенте России. И там, среди представителей различных
общественных организаций есть люди, которые занимаются хосписами, помощью
осужденным, тем, кто выходит из колоний. Я поражаюсь этим людям. Я бы не
смогла этим заниматься, а они могут. Или, например, Лиза Глинка, которая
помогает бездомным в Москве - американская гражданка, врач, у нее семья в
Америке. Могла бы жить прекрасно, а она возится на Павелецком вокзале с бомжами,
блог ведет - помощь собирает, мечтает создать социальный хоспис.
В сфере благотворительности можно встретить таких удивительных
людей!
СПРАВКА:
От продажи каждого экземпляра "Мне не все равно" 20 руб. идут на
благотворительность.
Книга входит в Издательский проект Форума Доноров – коалиции крупнейших
частных и общественных российских и иностранных благотворительных (грантодающих)
организаций, работающих в России – осуществляемый в партнерстве с издательством
"ЭКСМО".
Цель проекта: выпустить на книжный рынок литературу, которой
в России просто нет - литературу о современной благотворительности, о том, кто
сегодня в нашей стране занимается благотворительностью; как и почему занимаются
ею бизнесмены, домохозяйки, целые компании и целые государства; как компания
может создать корпоративный благотворительный фонд или как житель города может
помочь другим горожанам, поддержав местное сообщество.