Художник Виктор Тихомиров рассуждает о роли анимационного кино в воспитании подрастающего поколения.
Из кино шестидесятых всплывает в памяти молодежное
восклицание: «Старичок, ты гений!» Молодые интеллигенты тогда выращивали на
гладких щеках бородки, чтоб поскорее добрать авторитету и потеснить тормозящих
прогресс старших товарищей. Еще «физики» гоняли «лириков», а те заслонялись
портретами Хэмингуэя, рисуя «суровые» картины, сочиняя отличные книжки и снимая
наилучшее кино. А когда дело пошло на спад, то появились два ослепительных
мультфильма Юрия Норштейна «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок». И после третий,
самый гениальный, должен был появиться со дня на день, по «Шинели» Гоголя.
Но шли годы, десятилетия, пошел следующий век. Норштейн
сделался телезвездой.
Вот только что вновь целая передача о нем из серии «Встречи на Моховой». Там, отвечая на вопросы ведущего, он образно объяснял, как быть художником, и с интересом разглядывал на экране отрывки своих старинных работ. Тем временем молодые аниматоры во всем мире гонят пошлую, вреднейшую продукцию, отбивая у деток и больших последнюю тягу к духовному и точно зная, что Норштейн — это тот,
«не надо делать жизнь с кого». И, кроме душегубства, ничего «творцам» этим на ум не приходит.
Вот только что вновь целая передача о нем из серии «Встречи на Моховой». Там, отвечая на вопросы ведущего, он образно объяснял, как быть художником, и с интересом разглядывал на экране отрывки своих старинных работ. Тем временем молодые аниматоры во всем мире гонят пошлую, вреднейшую продукцию, отбивая у деток и больших последнюю тягу к духовному и точно зная, что Норштейн — это тот,
«не надо делать жизнь с кого». И, кроме душегубства, ничего «творцам» этим на ум не приходит.
А ведь еще одна работа настоящего художника могла бы
на весь процесс повлиять и даже на общественный вкус. И влияние это не сравнить
ни с какими лекциями, уроками или телевизионными выступлениями. За время одной
только телепередачи можно было б нарисовать пяток рисунков, да учеников
заставить, да жену вновь «припахать». Даже если у художника вместо руки полено,
то и тогда за день можно изобразить от шинели воротник. А их в одном году триста
шестьдесят с лишком. И, кажется, из зала вот–вот послышится от нахального
анонима: «Старичок, а может, ты не гений?»
Народ ведь ждет и надеется на художественный результат.
Автор–то вот он, на экране, вроде бы жив, здоров и говорит складно. А в зале и у
экранов все меньше зрителей и все больше ротозеев.