Как повернуть российскую социальную систему "лицом к семье"

С Открытым письмом к Президенту РФ Дмитрию Медведеву и Председателю Правительства России Владимиру Путину обратился руководитель Региональной общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. В письме говорится о проблеме детского сиротства, существующей социальной системе и действующем законодательстве РФ.

В письме говорится о том, что в России ежегодно остается без попечения родителей более 120 тыс. детей, 25-30% из них поступают в сиротские учреждения. В домах ребенка и детских домах до сих пор происходит массовое злоупотребление диагностикой глубокой умственной отсталости, в результате чего, просто запущенные дети оказываются приговоренными к пожизненному существованию в детских домах-интернатах, а потом – во взрослых психоневрологических интернатах; повсеместно присутствует практика "успокаивать" отказных малышей перед дневным и ночным сном с помощью димедрола, фенозепама или люминала (фенобарбитала); детям катастрофически не хватает развивающего общения. Также тяжелая ситуация сложилась в плане общего семейного неблагополучия, жестокого обращения в семье.
По мнению руководителя РОО "Право ребенка", эта ситуация носит системный характер и порождена действующим законодательством РФ, в частности, Семейным кодексом, где нет ни слова о том, как предотвращать детское сиротство. В России "отсутствуют правовые основания для осуществления социально-восстановительной работы с неблагополучными семьями. "Отобрание ребенка" у родителей стало на практике единственной применяемой защитной мерой. Отсюда и сотни тысяч сирот", - пишет Альтшулер.
Как "повернуть" российскую социальную систему лицом к семье, к восстановительной работе по месту жительства, в социальной среде?
Сделать это, по мнению Альтшулера, нетрудно. Достаточно допустить к работе с кровной и замещающей семьей профессионалов, профессиональные службы сопровождения, специалисты которых "работают со случаем", а также наладить "единство управления процессом", что позволит подчинить интересы ведомств интересам ребенка и семьи.
"Еще летом 2008 года "Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав" рекомендовала всем субъектам РФ опыт организации координирующей деятельности комиссий Московской и Саратовской областей. К сожалению, мало кто к этому прислушался. 12 декабря 2008 г. Мэр Москвы Юрий Лужков отклонил предложения такого рода. Очевидно, что нужны обобщающие этот опыт и обязательные к исполнению федеральные нормы.
Что касается профессионального обеспечения процесса, то к началу 2008 года сложилась обнадеживающая ситуация: во-первых, в регионах к этому времени был наработан удивительный по эффективности пилотный опыт патронатного воспитания и социального патроната, а во-вторых, в Правительство были представлены обобщающие этот опыт законопроекты, разработанный Минобрнауки России".
Но, как напоминает руководитель РОО "Право ребенка", "все эти предложения были отклонены, а Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. No. 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", напротив, запретил длительное (более месяца) проживание в семье ребенка, "приписанного" к тому или иному учреждению. В результате сегодня происходит повсеместное закрытие патронатных семей, а также семейных воспитательных групп, уничтожается бесценный опыт организации профессиональной работы, и делается это строго в соответствии с законом".