"Йа креведко" – наш ответ кризису"

Автор фото: Владимир Осиченко
Надежда Копытина, президент ГК "Ледово"

АНТИКРИЗИС. Для президента ГК "Ледово" (занимается производством и продажей замороженных шампиньонов, овощных смесей, морепродуктов) Надежды Копытиной этот кризис не первый и вряд ли станет последним. Даже в условиях сложной экономической ситуации она не боится создавать новые продукты, специально для продвинутых пользователей интернета.

Dpmoney: Надежда, расскажите, какие антикризисные меры вы предприняли в своей компании?
Надежда Копытина: Первое, что мы сделали – снизили потребление электроэнергии. Да, мы также пошли на непопулярные меры. Мы сократили персонал. Кроме того, мы сконцентрировались на внутреннем сырье, хотя в морепродуктах это не так легко сделать. Уникальной возможностью, которую открыл кризис, стало использование российского сырья. Столкнувшись с девальвацией рубля, которая достигла 40%, нам ничего не оставалось делать, как увидеть эту возможность.
Сейчас ГК "Ледово" стремится оптимизировать использование производственных площадей, с привлечением других компаний. Сейчас реализуется схема, когда несколько компаний объединяются, используют одну производственную площадку и создают один продукт, производство которого ранее было разбросано, например, по всему Подмосковью. Я уверена, что сегодня надо не бояться таких действий и совершать их смело. Главное – не паниковать. Паника не создает ничего, зато способна разрушить многое.
Как непосредственный участник цепочки производитель –поставщик-розничные сети, мы столкнулись с ситуацией, когда с сентября месяца мы не получали оплату по своим товарам, соответственно вымывались оборотные капиталы. Небольшой частный бизнес, а я считаю, что это небольшой частный бизнес, потому что копания с годовым оборотом $30 млн не может пойти к государству и попросить компенсацию за то, что прихватили розничные сети. А за полгода прихватили они у нас не слабо. Задолженность была порядка 70 млн рублей. Это было очень круто для нас. Постепенно в течение полугода эта задолженность была погашена, но представляете, насколько она за это время обесценилась. То же количество килограмм креветок я на эти деньги сейчас купить не могу. Поэтому для меня и для бизнеса "Ледово" это было довольно ощутимо.
И вот сейчас мы находимся в специальных условиях взаимодействия с банком, который уже с 26 января объявил нам дефолт. Мне очень забавно наблюдать, как все это происходит. Я стремлюсь сейчас объяснить банку, что лучше достичь обоюдной договоренности, а не заставлять меня делать прыжки в сторону. Поэтому мне будет интересно через некоторое время сообщить, чем же все завершилось. С 1994 года для меня это не первый кризис и я абсолютно уверена в том, что моя команда пройдет и через этот кризис. Ничего криминального в сложившейся ситуации я не вижу. ГК "Ледово" всегда оплачивала по задолженностям, у нас длинная и хорошая кредитная история.
Но с другой стороны, кризис качественно изменил отношения с торговыми сетями. Сейчас они идут нам на встречу, более того, готовы делать предоплату за товар. Они понимают, что у нас нет хеджирования валютных рисков. Плюс мы договорились, что они вносят новую ассортиментную линейку, не оплачивая вступительные бонусы. С теми, кто идут на встречную коммуникацию всегда можно найти общий язык. Я отлично понимаю, что некоторые торговые сети находятся в заложниках у тех же банков. Действительно, мы очень быстро все росли, очень мало внимания уделяли финансовым результатам, что в итоге повлияло на качество долгов. Мы все хороши. Раз уж мы все вошли в ступор, то чем быстрее все мы будем договариваться, тем быстрее выкарабкаемся.
Dpmoney: "Ледово" удастся выжить в этой непростой экономической ситуации?
Н.К.: Я абсолютно уверена – я точно выживу. Несколько обременительно на текущей момент то, что у нас довольно много активов, которые сегодня правильнее назвать пассивами. Потому что когда актив не работает и не приносит операционную прибыль, он начинает на тебя очень сильно давить и тянет бизнес вниз. Понятно, что сегодня легко продать актив, но в три раза дешевле. Мне это не выгодно и делать я этого не буду.
Dpmoney: То есть Вы не готовы с ними расстаться?
Н.К.: Почему же? Наоборот, все активы на сегодня предложены к продаже. Абсолютно все активы. Я готова отдать любой актив, понимая, что это сохранит команду и компанию. Та команда, которая у меня сегодня проходила уже не один кризис и мы пройдем еще 18 тыс. кризисов. Если реализация одного актива решит все задачи компании, я отдам его без сожаления. Вопрос как быстро найдется покупатель, готовый заплатить за актив его реальную цену. Продавать в три раза дешевле я не буду, как бы банки не выкручивали мне руки.
Dpmoney: Ваш рецепт по выходу из кризиса?
Н.К.: Главное – вера в успех. Вера в людей и команду. Даже в кризис я не отказываюсь от креативных идей. Сейчас готовим к выпуску новый продукт специально для прогрессивных пользователей интернета – "Йа креведко". Продвигать будем, используя в том числе и электронную сеть. У меня в запасе есть еще одна замечательная идея, которая возникла всего пару дней назад. В ее основе – ностальгия по помещечьим временам. Я знаю, что в России денег много. Всегда найдется тот товар. Который будет востребован. Отчаиваться не надо. Я в 1994 году начинала бизнес имея $100 в кармане, поэтому уверена: ничего катастрофического произойти не может.
Dpmoney: Как кризис повлиял на Вас лично?
Н.К.: Я шесть лет изучаю методику доктора Тойча. В прошлом году у меня вышла книга – "Хочу попасть в Forbes". Теперь мне каждый день приходят письма благодарности. Люди говорят "спасибо" за то, что я честно написала, как выходить из разных, непростых ситуаций в бизнесе. Слова благодарности для меня антикризисное лекарство. Мне приятно осознавать, что я принесла людям пользу. Благодаря своему опыту я сегодня провожу семинары по успеху, ко мне идут люди, которые готовы платить за возможность общаться со мной. Я провожу частные платные консультации. Так что кризис повлиял на мое личное благосостояние даже положительно. Плюс, он дал мне возможность заниматься новым для меня видом деятельности, который мне очень нравится, ведь я знаю ответы практически на все вопросы.