Руководитель секции экономики отделения общественных наук РАН академик Николай Петраков дает рецепты выходы из экономического кризиса: долгосрочные ивестиции вместо быстрых денег и жесткое регулирование сверхдоходных отрастей.
Антикризисные рецепты экономиста публикует журнал "Деньги".
Начнем с главного в экономике — организации инвестиционного
процесса. Сейчас есть много квалифицированных специалистов, которые указывают на
приоритетные направления инвестиций — от нанотехнологий до авиа- и автостроения.
Наше государство практически устранилось от прямого
бюджетного финансирования конкретных проектов. В списке остались фундаментальная
наука и некоторые закрытые проекты оборонного характера. Может быть, это и
правильно. Тогда для прочего остается банковская система. Однако в этой системе
есть некоторый сбой. Государство и население дают коммерческим банкам деньги,
которые можно вложить в реальную экономику, а можно на них купить валюту и
эмигрировать ее в западные финансовые структуры, а можно через залоговые
аукционы на государственные деньги приватизировать, например, "Норильский
никель" и другие объекты общенационального достояния.
И это естественное положение вещей. Известно, что
коммерческим банкам нужна маржа — прибыль от денег, а не от товара. Поэтому они
по экономической природе равнодушны к инвестициям в реальную экономику. Но ведь
в каждой цивилизованной стране существуют банки долгосрочного инвестиционного
развития. Они работают в ином, отличном от коммерческих банков кредитном режиме.
Главное в нем — целевое кредитование. Такие кредиты направляются в
инфраструктуру, создание гидростанций, реализацию космических проектов, решение
проблем наследственности и смежные сферы здравоохранения и т. д.
Читайте также:
Рынок недвижимости ждет чудес
Целевые кредиты нельзя использовать на валютных биржах и в
спекуляциях акциями. Они выдаются и, главное, оплачиваются под конкретный
проект. Заемщик не имеет живых денег. Он заказывает подрядчикам конкретные
работы и материалы и отсылает их счета в банк долгосрочного развития. Если банк
сочтет эти работы соответствующими инвестиционному проекту, он их оплатит. К
сожалению, в России система целевого долгосрочного кредитования находится в
зачаточном состоянии.
Перейдем теперь к другой, не менее важной проблеме. Миной
замедленного действия, подготавливающей экономический кризис, является
супердоходность определенных товаров или видов деятельности. Это прослеживается
и на мировом, и на российском уровне. 20 января 2001 года — год вступления
Буша-младшего в должность президента США — цена барреля нефти на мировом рынке
составляла $22. Что могло произойти в нормальной, ориентированной на нефтяной
экспорт экономике, если к июлю 2008 года эта цена выросла в шесть с половиной
раз? Ответ: экономика деградировала в суперспекуляцию. От нефтяных цен все пошло
по цепочке. И вот уже цена квадратного метра жилья в Москве превышает в
три-четыре раза его себестоимость. Таковы последствия спекулятивной экономики.
Конечно, все это рано или поздно, но лопнет.
Я считаю, что единственный способ борьбы с подобными
пузырями — жесткое антимонопольное регулирование. Когда мы говорим о
преимуществах рыночной системы, мы забываем, что как только некоторая область
рынка становится монопольной — это уже не рынок. Я считаю, что если говорить о
вмешательстве государства, то государство должно скрипя зубами стоять на защите
конкурентного рынка. А у нас в огромном числе секторов есть один продавец. Какой
это тогда рынок, это монополия. И искусственная она или естественная — вопрос
уже не столь важный.
Поэтому для борьбы с нарастающими кризисными явлениями
необходимо кардинально изменить характер функционирования антимонопольных
структур. В настоящее время они в основном занимаются поиском фактов ценового
сговора между отдельными предприятиями и компаниями. Однако опыт формирования не
только естественных, но в первую очередь искусственных монополий показывает, что
завышенная монопольная цена может возникать отнюдь не на базе соглашений между
продавцами. Выдавливание конкурентов из регионов и отраслей зачастую происходит
в форме "дружественного поглощения" и других мягких или жестких приемов
рейдерства.
Главный же показатель монополизма — это получение
сверхприбыли. Необходимо юридически закрепить понятие нормальной рентабельности,
включающей в себя не столько бонусы топ-менеджерам, сколько расходы на
инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции и услуг.
Вся остальная сверхприбыль должна поступать в карман потребителей путем
принудительного снижения цен под угрозой разорительных штрафов со стороны
государства. В этом коренной смысл борьбы с монополизмом и нагнетанием кризисных
явлений в экономике.
Правительство должно следить за уровнем цен. На каком
основании тот же Юрий Лужков в три-четыре раза повышает цены на недвижимость? Да
потому, что есть люди, живущие, скажем, в Ханты-Мансийске, у них, грубо говоря,
"из ушей падают" нефтедоллары, они приезжают в Москву и покупают квартиры. Как
только рухнули цены на нефть — и у Лужкова не получится брать $5-6 тыс. за метр.
Еще одним фундаментальным блоком стратегической
антикризисной программы должно быть создание новых рабочих мест,
простимулированное со стороны государства. Должен отметить, что именно
государство разрушило систему подготовки трудовых резервов,
производственно-технических училищ. Частный бизнес пока не может (или не хочет)
финансировать эту систему. Поэтому большинство активного трудоспособного
мужского населения оказалось в частных охранных предприятиях, а дешевая
малоквалифицированная рабочая сила привлекается из ближнего зарубежья.