Как бы я выбирал школу своему ребенку

В одном из исследований о стратегии развития образования на рубеже ХХ – ХХI вв., сделанном для ЮНЕСКО, ученые обратили внимание на качества, которые должно воспитать в молодом поколении образование: умение учиться; умение делать; умение общаться; умение жить. Такие стратегические цели, по-другому определяют и школьную жизнь. Совет родителям, как правильно выбрать для ребенка школу, дает кандидат педагогических наук Михаил Эпштейн.

К принятию решения о том, в какой школе учиться вашему ребенку, стоит подойти достаточно серьезно. Неудачный выбор скажется, в первую очередь, на ребенке, но очень скоро его неудачная школьная жизнь начнет влиять на всю семейную атмосферу.
Размышляя над поставленным вопросом, я обратил внимание, что в самой его формулировке, отчасти, заложены основания для поиска на него ответов.
"Я"
Выбор школы для ребенка (прежде всего первого класса, первой школы) - моя ответственность. Не соседи, не сослуживцы, не государство решают в какую школу идти моему ребенку. Это решаю я. (Имеется в виду, конечно же, - семья, родители.) На мой взгляд, и ребенок должен участвовать в выборе, но все-таки, в большей степени, это моя ответственность - выбрать ту или иную школу или не выбрать никакой.
Что это означает? Если вдруг потом будет что-то не так, ведь идеальных школ не бывает, - не "вешать всех собак" на школу (сам же ее выбрал), а пытаться с ней сотрудничать, искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Не оставлять ребенка один на один со школой, а помогать ему жить (или выживать) в ней.
Очень часто позиция родителей по отношению к школе, к учителям, к обучению ребенка существенно влияет на процесс жизни ребенка в школе. Даже в самых безвыходных ситуациях, когда, например, из школы по тем или иным причинам не уйти, можно компенсировать неподходящую школьную жизнь прекрасной семейной атмосферой. И тогда школа станет тем необходимым, вынужденным этапом, который нужно просто вместе пережить, перетерпеть, но ВМЕСТЕ.
Кроме того, важно четко сформулировать свою позицию - что для меня важно в образовании ребенка, какова моя, pardon за высокое слово, философия. Пусть неосознанно, но вы выбираете школу в соответствии со своей жизненной философией. Нельзя сказать, что наши городские школы предоставляют нам здесь большое разнообразие, но некоторый выбор все-таки есть.
"РЕБЕНКУ"
Важно, что школу вы выбираете не себе, а ребенку. Ту школу, где будет хорошо не вам (не только вам), но и ему. Кстати, в связи с этим было бы неплохо, чтобы и ребенок поучаствовал в выборе. И не думайте, что он ничего не понимает. Еще как понимает. Если он учится уже не в первом классе, то уже имеет опыт, и ему есть с чем сравнивать. Если же он еще только идет в первый класс, все равно стоит доверять его мнению – ведь он уже семь лет живет на этом свете. Или, хотя бы, объясните ему, почему вы выбрали именно эту школу.
"СВОЕМУ"
Мое глубокое убеждение - не бывает плохих школ. Ну, почти не бывает. Бывают школы, неподходящие для вашего ребенка. Для того, чтобы определить, какая школа - для вашего, попробуйте понять, в чем особенность вашего ребенка. А то, что он у вас особенный, отличный от других - в этом лично я не сомневаюсь. Помните рекламу компании: "Отличная!" – "Отличная от других"? Очень правильная мысль в отношении детей. Важно понимать, что не всегда то, что я хочу для ребенка, на самом деле ему нужно или ему по силам, по здоровью... Нужно соотносить свои амбиции и претензии с его возможностями и желаниями.
"ВЫБИРАЛ"
Выбирать – это не просто пойти и "сдать" ребенка в ближайшую школу или, скажем, в самую "крутую", судя по рекламе. Выбирать школу - это значит, подумать, потратить некоторое время, отдать этому процессу часть своих сил… Что стоит сделать, для того чтобы выбрать школу?
Например, узнать у местного невропатолога, из какой школы в конце первого учебного года больше всего поступает жалоб от детей на недосыпание, неврозы и прочие проблемы. В такую школу, на мой взгляд, ходить не стоит.
Или выяснить, кто из учителей берет первые классы, и узнать мнения родителей старшеклассников о начальной школе.
Можно попробовать походить по коридорам школ вашего района (на мой взгляд, лучше ребенку в начальной школе учиться недалеко от дома) и послушать – кричат там учителя на детей или нет.
Возможны и другие варианты. Например, выбирать школу при помощи справочных изданий. По моему мнению, с ними стоит познакомиться, но информация там, чаще всего, официальная и краткая, поэтому не дает реальной картины.
"ШКОЛУ"
Один из важных моментов – понять, что я жду от школы, что она должна дать моему ребенку. Какие-то важные знания? Умение учиться? Воспитать мировоззрение? Хороших товарищей на всю жизнь? По возможности не испортить здоровье? Сохранить природное любопытство и интерес к жизни и новым знаниям? Многообразный опыт общения с людьми разных возрастов, разнообразным окружающим миром?
Школа, по крайней мере, массовая, считает (исходя из того, что именно это проверяет на разнообразных экзаменах и контрольных), что должна дать огромное количество разнообразной информации. Несмотря на то, что уже давно многие ученые, педагоги, социологи, общественные деятели и учителя говорят о том, что в конце ХХ – начале XXI века меняется основная задача школы. Много информации – не так важно, как умение ее добывать и применять в нужный момент. Именно это требуется для жизни в постоянно меняющемся мире.
В одном из исследований о стратегии развития образования в конце ХХ – начале ХХI века, сделанном для ЮНЕСКО, ученые обратили внимания на четыре важнейших качества, которые должно воспитать в молодом поколении образование: это не набор стандартных, надолго зафиксированных знаний, а умение учиться; умение делать; умение общаться; умение жить. Понятно, что такие стратегические цели, по-другому определяют и саму школьную жизнь, чем, скажем, задача познакомиться с как можно большим количеством различных сведений из как можно большего количества имеющихся сегодня наук.
Еще один важный для родителей вопрос: что для ребенка важнее в начальной школе: многочасовые, упорные занятия через силу в школе и дома или сохраненное здоровье, жизнерадостность, любопытство, непосредственность? Боюсь, что на этот вопрос однозначного ответа не будет. Это опять скорее вопрос выбора собственной жизненной философии.
Врачи говорят, что нагрузки, которые несут дети в современных, так называемых, гимназиях вредны для их здоровья. Но многие педагоги, а главное - родители, считают, что чем больше часов учебы получит ребенок в начальной школе, тем вероятнее его поступление в ВУЗ. К этому же "народному поверью" относится и необходимость обучать детей как можно раньше в специализированных классах. Хотя многие вполне авторитетные ученые утверждают, что ранняя специализация вредна.
Не знаю, проводил ли кто-нибудь исследования, которые бы подтвердили, что дети, много занимавшиеся в начальной школе нелюбимыми предметами, позже были более успешными в жизни. А вот исследования, подтверждающие, что в старших классах разница в некоторых приобретенных знаниях пропадает, существуют.
"КАК"
Думаю, что отвечая на вопрос "как", важно определиться с критериями, по которым мы понимаем, подходит нам данная школа или нет. Они складываются на основе вашей жизненной философии, личного опыта учебы в школе, имеющейся информации. Критерии, которые предложу я, основываются на моем понимании, чем должна заниматься школа, по крайней мере, первые несколько лет обучения. Если потребуется, я готов привести и мнения авторитетных ученых, педагогов-практиков, подтверждающие мою позицию.
Перечислю ключевые слова, отражающие принципиальные моменты в первые годы школьной жизни ребенка: уважение, опыт, самостоятельность, ответственность, выбор, творчество, дело, проект, общение, диалог, игра, интерес. Если в тексте о школе есть такие слова, она уже достойна внимания.
Искренне убежден, что для ребенка очень важен опыт уважительных отношений в школе, в том числе, начальной. И чтобы его учили уважать права других, и уважали бы его права: быть самим собой, право на собственное мнение, на ошибку... Понятно, что многое трудно проверить до начала учебы, но по некоторым моментам можно судить о стремлении школы развиваться в данном направлении. Например, если в школе: оценивают детей не в сравнении с другими, а по их собственным достижениям; допускают возможность ребят пробовать и ошибаться; не кричат на детей; пробуют создать условия для совместного обучения разных детей, с продвижением их по материалу разными темпами и способами; в классах принято, хотя бы раз в неделю, обсуждать прожитый "кусок" жизни и делиться мнениями; есть настоящая детская газета - все это свидетельствует о том, что это хорошая школа.
Ребенок должен получать опыт самостоятельной работы в разных областях человеческой жизни, в том числе, в учебе. И если учебный процесс выстроен так, что у детей есть время на самостоятельную работу, они сами ставят себе цели на день или урок, планируют, выполняют и оценивают свою работу – это плюс.
.
В начальной школе и особенно в 5, 6, 7 классах важно получать опыт в различных областях человеческой деятельности. Если на уроках есть возможность выполнять творческие работы, поощряются фантазия и авторство, действуют разнообразные клубы и студии, работает школьный театр – это здорово.
Для учащихся в 5, 6, 7 классах опыт, проба, исследование должны стать основным видом деятельности. Большинству детей противопоказана в этом возрасте систематичность. В том числе и поэтому, из года в год срабатывает известный эффект 5-6 класса, когда вдруг у ребят, только еще пришедших из начальной школы, пропадает огонек в глазах, им становится все неинтересно. Они начинают значительно хуже учиться, особенно мальчики. Вспомните Тома Сойера! В связи с этим, если вы знаете, что в выбираемой вами школе ребята не только изучают систематические предметные курсы, но и проводят по ним исследования, выполняют творческие проекты, участвуют в экскурсиях, других формах общения с окружающей жизнью, ходят в походы, мастерят – это еще один плюс в пользу данной школы.
Есть еще один важный критерий, говорящий о том, что обучение вашего ребенка идет верным путем – ребенку должно быть интересно. Неправы те, кто говорят, что детям интересно то, что просто, где не требуется напряжение. Это не так. Им интересно то, что реально развивает. В ситуациях неоправданной простоты, как и в случаях избыточной сложности, действительно становится неинтересно. Интерес является отличным критерием грамотно организованной познавательной деятельности детей.
Можно было бы продолжать описывать критерии выбираемой мною школы, но и приведенных достаточно для того, чтобы сформировать представление о школе, которую я выбрал бы своему ребенку. Конечно же, идеальной школы не бывает. Идеал недостижим и выступает лишь как ориентир, непросто эти "мечты" реализовать полностью, но стремление в этом направлении часто приводит к хорошему результату.
Еще раз оговорюсь, что предлагаемые критерии - мои критерии, близкие мне, важные для меня и, как я считаю, важные для моего ребенка. Если они подойдут вам - буду рад. Но могут и не подойти, что вполне естественно, ведь Вы выбираете для себя и своего ребенка.