Первым это сделал мужчина. По вечерам в сомнительных кварталах Японии он развлекал гостей веселыми разговорами, аккомпанировал их пьяным песням и организовывал массовые игры. Его называли гэйся (искусник) или хокэн (шут). Но в один вечер вместо него пришла женщина, и стало понятно, что эта роль изначально была отведена ей. Она была не просто массовиком-затейником, она была гейшей – актрисой, гейко – женщиной искусства.
С ней мужские вечеринки стали изысканнее, разговоры – тоньше
и изящнее, сакэ, наливаемое прекрасной рукой, – слаще. Сама гейша постепенно
стала не приятным дополнением к дружескому собранию, а его необходимым
участником. Нетрудно представить радость мужчин. Весь вечер с ними проводит
женщина, будто срисованная с портретов принцессы Хейан – идеала японской
красоты: лицо овальное, кожа белая, волосы черные, как вороново крыло; рот –
нежный бутон, шея – длинная и чувственная, фигура – восхититель
но округлая.
Эта красавица пела и танцевала только для них, настраивала
свой сэмисян, чтобы развлечь их приятной музыкой, следила за тем, чтобы не
кончалось сакэ в их чашках. С ней можно было говорить обо всем: очередном
поединке борцов сумо, урожае риса, ценах на рынке, особенностях слога хокку
или
традициях икебаны.
Гейша была совершенным собеседником – слушающим, понимающим, остроумным. С ней
можно было расслабиться и вспомнить, что значит быть собой, пока курится
ароматная палочка – единица измерения времени работы гейши. Ни сцен ревности, ни
скандалов, ни упреков, ни ссор и слез.
В глазах мужчины гейша была женщиной, которой всего шаг до
идеала. И это шаг, естественно, к нему, к мужчине. Но гейша не была продажной
девушкой из квартала Ёсивара. Ее нужно было добиваться, ухаживать за ней,
влюбляться в нее. Многие мужчины терялись в своей безумной любви к этому
практически совершенству. Кому-то везло, и он становился данна гейши – ее
покровителем и возлюбленным.
Но при всех своих достоинствах гейша носила странный образ –
женщина, которая существует для других. Она украшает чайные дома своей красотой,
а беседы – своим остроумием. Она не всегда принимает подарки и никогда не
принимает участия в трапезах. "Гейша присутствует, чтобы давать, а не брать" –
благородный девиз ее профессии. Эту сторону древнего искусства гейши и видел
обычный зритель, не заботясь о том, чтобы перевернуть драгоценную монету и
увидеть другую сторону.
Ту, что даже и не сторона, а самая суть, которая лежит в
истоке традиции гейш – путь совершенствования. Существует образ гейши как
женщины, полной тайн и загадок, скрытых за маской белого грима. Она и на самом
деле словно сосуд, полный особых знаний и ощущений. Без этого невозможны та
собранность, та отдача миру, то взаимопроникновение в жизнь, которые характерны
для гейши. Все, чему обучалась гейша в процессе своего становления: танцы,
участие в чайных церемониях и поэтических дискуссиях и многое другое – не могли
стать просто внешним украшением ее существа. Получаемые знания развивали и
углубляли ее физические, интеллектуальные способности, вели тонкую работу
изнутри.
Что гейша получает за свой ежевечерний спектакль одной
актрисы? Деньги, славу, восхищение и обожание клиентов, зависть соперниц. И еще
то, что неизмеримо выше и ценнее всего предыдущего. Возможность пользоваться
древним, забытым многими искусством - искусством быть Женщиной. Именно оно
является главным для гейши: оно делает ее независимой от внешних перипетий,
вовлекает в истинное служение, одновременно ставя выше тех, кому она служит.
Гейшам не повезло, как скажут ревнители семейных традиций,
ведь им не приходилось участвовать в обычном и по сути естественном для женщины
семейном быте: мыть посуду и ругаться со свекровью, готовить на всю семью и
собирать непослушных детей в школу. Хотя они были знакомы с этим: многие из них
начинали как работницы в окия – домах гейш, многие впоследствии выходили замуж и
заводили семьи. Но значительную часть своей жизни гейша посвящала… себе. Задача
гейши – заполнить пространство вокруг себя. Но чем заполнить его, если внутри
себя самой ничего нет? Поэтому усилия гейши были в первую очередь направлены на
постоянное саморазвитие, которое подразумевало умение двигаться, одеваться,
выдерживать такт и ритм общения, умение рассчитывать время, находиться в
правильном положении в правильном месте; предполагало отсутствие хаоса и
выверенность в словах и действиях.
Быть гейшей – это работа. Но работа своеобразная, без
выходных, праздников и отпусков. Это как сам процесс бытия, который невозможно
ненадолго прервать, а потом продолжить. Это ответ женщины на вопрос: "Кто ты?".
Если она гейша
, то она гейша всегда, даже если на ней
нет кимоно, а лицо не покрыто тончайшей пудрой. И пусть раньше она была
служанкой в окия, но даже тогда в ней уже просыпалась будущая хозяйка чайных
домов.
В Японии существует древняя традиция: ученик живет в доме у
своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и
становясь в итоге мастером своего ремесла. Считалось, что маленькие девочки,
работая в доме гейш, впитывали в себя утонченную атмосферу места и постепенно
готовились к тому, чтобы самим начать учиться этому искусству. Через какое-то
время после своего появления в окия они становились ассистентками главных гейш в
доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем
помогали получать образование.
Образование для гейши – это ее будущее, ее успех, ее
профессионализм. И как выгодно отличалась образованная, эрудированная гейша от
обычной японки! Поначалу, готовясь ко встрече с новым клиентом, она проводила
дни за чтением книг, ведь он
а должна знать о том, что интересно
именно ему, о чем он любит и хочет говорить, какая тема ему будет особенно
приятна.
А с приобретением опыта и мастерства гейше, как правило, уже не требовалась
дополнительная подготовка к новым встречам, достаточно было лишь правильно себя
настроить. И хотя каждый человек – это отдельный мир со своей индивидуальностью,
объем знаний гейши достаточен, чтобы найти ключ к любому. Неудивительно, что
гейши постоянно учились.
Вот как они описывают это: "В период обучения гейша проводит
за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один
выходной в две недели. На то, чтобы стать гейшей, нужно потратить как минимум 5
лет. В прошлые века воспитание гейши начиналось с 10-летнего возраста, сейчас –
с 16-летнего. Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в
себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном
инструменте (как правило, на японской лютне – сямисэне), традиционные виды
пения, традиционный танец <…> искусство составления цветочных композиций –
икебана, поэзия, каллиграфия, живопись <…>. Следует также отметить, что
посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в
профессии".
В школе гейш не было смысла учиться плохо или посредственно.
Любая девушка приходила туда за знаниями, за совершенствованием, а значит, для
нее было важно не только то, чьей музой она однажды станет – прославленного
поэта или каллиграфа, но и кем она постепенно станет, какого уровня внутренней
реализации достигнет. Гейша стремилась научиться вдохновению и от собственных
знаний, умений, талантов, ведь тогда ей будет не так сложно вдохновить любого
грациозностью своего танца, легкостью своей рифмы, изящностью своей икебаны.
Для гостей она – женщина, которая умеет все. Гейше, если она
истинная гейша, не может сопутствовать неудача, неумение решать свои задачи. Она
находится в процессе внутреннего совершенствования всю жизнь. Или перестает быть
гейшей. Это дзэнское понимание состояния, которое может быть прочувствовано и
осознано лишь теми, кто практикует в том или ином виде дзэнскую медитацию. Это
практика, которая позволяет быть в состоянии полной гармонии не только по воле
благоприятных обстоятельств, а непосредственно в течение всей жизни – всегда. В
идеале гейша приходит к состоянию, когда внешний успех у поклонников и
восхищенные взгляды не особо тревожат ее. Ведь что может быть выше искусства?
Быть в искусстве. Если же она начинает зависеть от реакций окружающих, она
теряет статус настоящей гейши. Ощутить, как чувственность, мягкость расцветают и
исходят изнутри, привести сознание в покой и радость – к такому состоянию
внутренней реализации стремится гейша.
Танца настоящей гейши всегда ждали с чуть приостановленным
дыханием. В таком танце была истинно женская пластика, волнующая недосказанность
или искренность чувств и богатство языка движений. С таким же нетерпением ждали,
когда гейша возьмет в руки сямисэн. Если она собиралась петь, то чайная
затихала, как природа в ожидании дождя. Песня гейши и была этим дождем звуков
прекрасного голоса, способного околдовать слушателей, взволновать их или
успокоить, затронуть самые тонкие, глубоко и надежно спрятанные струны сердец. И
что из того, что девушка раньше совсем не умела петь? Долгие часы тренировок,
разработка голосовых связок, диафрагмы, изучения особенностей своего голоса,
эксперименты над собой – и через какое-то время гейша становилась восточной
сиреной, сводящей с ума мужчин одним лишь словом, произнесенным нужным тембром и
с нужной интонацией.
Слова тоже были стихией гейш. Гейши были вирт
уозами сложнейшего искусства –
искусства разговора. Дома, в уютных окия, девушки отрабатывали друг с другом
варианты беседы, создавали неожиданные ситуации и искали нужные реплики. Образ
гейши мыслился как образ идеальной собеседницы. Она говорит легко и свободно, ее
ответ готов, когда еще не задан вопрос, ее шутка изящна и действительно смешна.
Гейша не смутится, услышав скабрезность, но ответит достойно, при этом еще и не
обидев нахала. Старая формул а: "Клиент всегда прав". Даже если он
грязно шутит и отпускает непристойные замечания. Гейша выше этого, и она это
знает. Как пишет Минеко Ивасаки: "Мы фактически дипломаты, которые должны уметь
находить общий язык со всеми. Мы должны быть остроумными и яркими и выражать
мысли так, чтобы ненароком не оскорбить окружающих. Задача гейко – чтобы люди
чувствовали себя хорошо. Выражение ее лица должно говорить: "Я не могла
дождаться, когда же приду сюда поговорить с вами". Если ее лицо выражает: "Я вас
терпеть не могу", девушка недостойна быть гейко".
Гейша стремится к тому, чтобы постоянно находиться в
гармонии с собственными мыслями, поэтому ей несложно тонко управлять ч
ужими репликами,
фразами, диалогами и полилогами, вовремя направляя беседу в нужное русло. Это
мастерство совершенствуется годами и долгим опытом постоянного общения с самыми
разными и непредсказуемыми людьми. Поэтому часто на торжественные важные
собрания в чайные приглашали не молоденьких, а пожилых гейш. Они способны не
просто исполнить танец или спеть песню, но и поддержать разговор на любую тему –
философскую, искусствоведческую, политическую…
К слову, возраст гейши – ее самый большой секрет. Есть
профессиональный девиз: "Каждый день сама решай, сколько тебе лет!".
Традиционный грим (выбеленные лицо и шея, прорисованные на этом белом полотне
лица черные глаза и брови, ярко-красные губы) скрывает истинный возраст. Но чем
старше гейша, тем она богаче внутренне. На смену внешней красоте приходит
внутренняя – неиссякающая, не поддающаяся разрушающему воздействию времени.
Гейша прекрасна всегда, сколько бы она ни прожила на свете. Говорят даже, что
старые гейши никогда не умирают: они то исчезают, то вновь возвращаются. Их
возраст зависит от того, сколько лет их душе, но не телу.
Женщина, которая не боится старости,– это ли не
совершенство? Более того, старость, как это традиционно для всего Востока,
воспринимается как мудрость. Собеседники такой гейши получают от общения с ней
истинное удовольствие, черпают из разговора силы и вдохновение, умиротворение и
спокойствие. За это они готовы платить. Дорого платить. Стоимость вечера,
проведенного в компании гейши высокого ранга, может быть невероятно высокой –
сегодня это от 50 тыс. иен (500 долларов) с человека и выше. До сих пор гонорар
гейши называют "цветочными деньгами" – зарплата гейши зависит от того, сколько
ароматных палочек-благовоний истлеет за время ее пребывания в чайной. Это время,
в свою очередь, зависит от нее самой.
Иногда в обществе гейши мужчина чувствует себя так хорошо,
как никогда не чувствует в своей собственной семье. Это означает, что гейша
выполнила свою задачу – "использовать свои навыки и искусство, чтобы наполнить
светлой аурой место, где она представляет свое мастерство, позволить каждому
человеку, с которым она общается, чувствовать себя превосходно". Сегодня она
подарила кому-то прекрасный вечер, осчастливила своей улыбкой, поразила своим
танцем, пробудила в чьей-то душе тепло и радость. Значит, она выполнила истинную
задачу Женщины – делиться с миром любовью и нежностью, лаской и добром. Она
наполнила себя, как сосуд, красотой и гармонией и теперь способна щедро делиться
этим со своими собеседниками. Ей не всегда легко, но никто не догадается об
этом.
Конечно, у гейши, как у любой женщины, как у любого
человека, могут случаться неприятности, ее могут тревожить заботы, да и просто
время от времени она может плохо себя чувствовать. Но во многом ее искусство
направлено на то, чтобы стараться постоянно удерживать себя в необходимом
балансе. В каждой непростой ситуации воспитывается дух, закаляется стойкость и
философское отношение к невзгодам. Ивасаки описывает случай, когда во время
беседы в чайной незаметно для окружающих одна женщина приложила горящую сигарету
к ее руке. Настоящая гейша не могла ничем выдать своей боли, закатить скандал и
испортить своим поведением настроение гостей. Минеко потом писала: "Это было
похоже на испытание духа. Я решила: если стану думать, что пепел горячий,
он и будет горячим. Если же я подумаю, что ничего не случилось, то, значит,
ничего и не случилось".
По-существу, уже только потому, что она выбрала свой
непростой путь и следует ему, гейша самодостаточна. Но еще больше раскрыться ей
помогает мужчина. Исполняя для него танцы, песни, ведя разговоры о поэзии или
сумо и храня при этом неизменно очаровательную улыбку на тщательно
загримированном лице, она познает и развивает свою женскую природу. Ну а женщина
не была бы собой без любви. Считается, что пока девушку не посетила первая
любовь, она не сможет по-настоящему танцевать. Пока в ней нет чувств, ей нечего
отдать. Гейше не запрещено любить и быть счастливой в любви. Часто случается
так, что она официально становится "второй женой" и примеряет на себя другие
роли многоликого образа Женщины – роли возлюбленной и даже матери.
Сегодня настоящих гейш осталось немного. В начале прошлого
века в Японии их было около ста тысяч, сейчас – менее тысячи. Зато немало
псевдогейш. Они так же одеваются, белят лицо, танцуют и поют под старинные
ритмы… Но потом, получив свои… иен, переодеваются в обычную европейскую одежду и
превращаются в простых домохозяек и студенток. По всему миру открываются школы
гейш, где за приличные деньги женщин учат женственности и утонченности, умению
очаровывать и обольщать. Ревнители традиций, разумеется, в гневе. И они правы.
Как правы и те, кто готов отдать немалые деньги за возможность хоть немного
приблизиться к японскому идеалу истинной Женщины.
Цитаты приведены по: Ивасаки Минеко. Настоящие мемуары гейши:
Автобиографический роман. - СПб.: Амфора, 2006.