Корреспондент "Выходного" о премьере "Лючии Ди Ламмермур" в Мариинке и кризисе оперы, как музыкального жанра.
После полугодового отсутствия на сцене, вызванного рождением
ребенка (о любом факте частной жизни суперзвезд оповещен мир), Анна Нетребко
спела заглавную партию в премьерном представлении оперы Доницетти "Лючия ди
Ламмермур" в Мариинском театре, в очередной раз заставив задуматься о перепутье,
на котором оказались опера и, шире, академическая музыка в целом.
В последние два десятилетия прошлого века опера двинулась
навстречу широким народным массам. То бишь стала попсеть. При этом и артисты, и
импресарио уверяли, что ими движет вовсе не жажда наживы, — просто если
"классику" не продвигать, не рекламировать, не привносить в нее приемы
шоу-бизнеса, она вымрет за отсутствием публики.
Анна Нетребко — безусловно, превосходный продукт этих
маркетинговых технологий. Поскольку ее профессиональные труды — лишь часть
социокультурного явления, каковое представляет собой всякая настоящая звезда.
Люди делятся на тех, кто попал "на Нетребко", и остальных, которым, разумеется,
не положено задавать вопрос "ну как?", потому что счастливым следует быть по
факту попадания.
Ежели все-таки задаться этим дурацким вопросом… На
мариинскую сцену перенесли позапрошлогодний спектакль Шотландской оперы. Некто
Джон Дойл расставил на лестницах (художник Лиз Эшкрофт) хор и солистов так,
чтобы они не перекрывали друг друга, тем его режиссерские усилия и ограничились.
Что правильно: имелось в виду отнюдь не оригинальное прочтение произведения, но
создание антуража для звезды.
Он создан: солистка ярко подсвечена во всех привычных
мизансценах (особенно в коронной сцене сумасшествия III акта, где ее неизменные
жесты, кружения, пробежки и т. д. отшлифованы до блеска). Просвещенные зрители
обнаружили в ее вокале прежнюю прекрасную кантилену, отличную филировку звука,
явные погрешности в виртуозных колоратурных украшениях, которыми славна и трудна
эта партия, и, в целом, некоторую то ли экономность в дозировании душевных сил,
то ли попросту пустоватость. Остальные упивались лицезрением кумира — да и
странно не быть счастливым, купив билет за 18 тысяч.
Вот и перепутье. С одной стороны размываются критерии: все,
что делает звезда, прекрасно уже потому, что это делает она. С другой —
благодаря звездам люди, далекие от академического искусства, готовы платить за
него деньги. Без которых оно, оставшись уделом одних лишь знатоков и ценителей,
не выживет.
Но, как бы то ни было, лично А. Ю. Нетребко можно быть благодарным: она, в отличие от изрядного количества коллег, все-таки пока остается строго в рамках требований этого искусства.
Но, как бы то ни было, лично А. Ю. Нетребко можно быть благодарным: она, в отличие от изрядного количества коллег, все-таки пока остается строго в рамках требований этого искусства.