Попасть на Нетребко

Автор фото: Н. Разина

Корреспондент "Выходного" о премьере "Лючии Ди Ламмермур" в Мариинке и кризисе оперы, как музыкального жанра.

После полугодового отсутствия на сцене, вызванного рождением ребенка (о любом факте частной жизни суперзвезд оповещен мир), Анна Нетребко спела заглавную партию в премьерном представлении оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур" в Мариинском театре, в очередной раз заставив задуматься о перепутье, на котором оказались опера и, шире, академическая музыка в целом.
В последние два десятилетия прошлого века опера двинулась навстречу широким народным массам. То бишь стала попсеть. При этом и артисты, и импресарио уверяли, что ими движет вовсе не жажда наживы, — просто если "классику" не продвигать, не рекламировать, не привносить в нее приемы шоу-бизнеса, она вымрет за отсутствием публики.
Анна Нетребко — безусловно, превосходный продукт этих маркетинговых технологий. Поскольку ее профессиональные труды — лишь часть социокультурного явления, каковое представляет собой всякая настоящая звезда. Люди делятся на тех, кто попал "на Нетребко", и остальных, которым, разумеется, не положено задавать вопрос "ну как?", потому что счастливым следует быть по факту попадания.
Попасть на Нетребко Попасть на Нетребко
Ежели все-таки задаться этим дурацким вопросом… На мариинскую сцену перенесли позапрошлогодний спектакль Шотландской оперы. Некто Джон Дойл расставил на лестницах (художник Лиз Эшкрофт) хор и солистов так, чтобы они не перекрывали друг друга, тем его режиссерские усилия и ограничились. Что правильно: имелось в виду отнюдь не оригинальное прочтение произведения, но создание антуража для звезды.
Он создан: солистка ярко подсвечена во всех привычных мизансценах (особенно в коронной сцене сумасшествия III акта, где ее неизменные жесты, кружения, пробежки и т. д. отшлифованы до блеска). Просвещенные зрители обнаружили в ее вокале прежнюю прекрасную кантилену, отличную филировку звука, явные погрешности в виртуозных колоратурных украшениях, которыми славна и трудна эта партия, и, в целом, некоторую то ли экономность в дозировании душевных сил, то ли попросту пустоватость. Остальные упивались лицезрением кумира — да и странно не быть счастливым, купив билет за 18 тысяч.
Вот и перепутье. С одной стороны размываются критерии: все, что делает звезда, прекрасно уже потому, что это делает она. С другой — благодаря звездам люди, далекие от академического искусства, готовы платить за него деньги. Без которых оно, оставшись уделом одних лишь знатоков и ценителей, не выживет.
Но, как бы то ни было, лично А. Ю. Нетребко можно быть благодарным: она, в отличие от изрядного количества коллег, все-таки пока остается строго в рамках требований этого искусства.