Эдуард Тиктинский: "деньги-то все равно надо инвестировать"

Автор фото: "ДП"
Президент Холдинга RBI Эдуард Тиктинский

Президент Холдинга RBI Эдуард Тиктинский рассказал, что происходит на рынке недвижимости Петербурга, почему ему все равно, как чувствуют банки и понятна критика некоторых читателей dp.ru ругающих строителей.

"ДП": RBI всегда была очень консервативной девелоперской компанией. Извлекли из этого какую–то пользу при наступлении кризиса?
Эдуард Тиктинский: Недавно приезжал человек из Morgan Stanley (акционер RBI), директор фонда, в управлении которого находится $ 50 млрд., и он сказал: "Спасибо вам большое за вашу консервативную политику".
picturegallery.0a50e2dd-6564-4822-b0ce-e04f4de268a0
Управляя компаниями в сфере недвижимости по всему миру, в фонде откровенно говорят, что мало кто из этих предприятий находится в таком хорошем состоянии, как наша. Они, кстати, в свое время твердили нам: "Покупайте, покупайте, покупайте!" Нас все толкали на большую агрессивность, но нам удалось отстоять свою позицию.
Мы никогда не строили политику земельных закупок на том, что завтра все вырастет, и тогда мы свою цену оправдаем. Мы покупали только ту землю, которая проходила у нас по экономике.
Ежегодно любая компания - мы точно, утверждала два графика - прогноз роста (в последние годы это всегда был прогноз роста) цены и роста себестоимости. На чем стояли мы в RBI? На том, что в течение 3-х лет себестоимость и цена растут одинаково. Что говорили многие: смотрите, как маржа растет, и полагали, что так будет всегда. Сейчас мы считаем, что цена может корректироваться, но себестоимость расти не будет, но в нашем прогнозе это изменение несущественно, потому что в массовом жилье маржа вообще не велика. Условно говоря, была 10-15%, прогноз маржи на сегодняшний день равен 0-7 %.
"ДП": Наши читатели, комментируя на dp.ru подобные данные о марже, задаются вопросом: почему девелоперам, вместо того, чтобы мучиться и строить свой малоприбыльный бизнес, не положить деньги в банк?
Э.Т.: Я читал дискуссии, мне понятна позиция некоторых ругающих строителей. У девелоперов разная репутация. Кто-то вел себя некорректно, выставлял роскошную жизнь напоказ, людей это раздражало, и сейчас они в определенной мере злорадствуют. Ты кого-то посылал – теперь тебя посылают.
Речь идет о рентабельности с оборота. В любом проекте находится, грубо говоря, 20% собственных средств, остальные 80% – это средства дольщиков и кредиты. Рентабельность собственного капитала выше, чем рентабельность с оборота, но на нее нельзя опираться, считая, что строители наживают невообразимые прибыли, ведь есть еще вопрос рисков. Рентабельность 10-15% - пороговая с точки зрения рисков.
"ДП": Какова рентабельность в элитном жилье?
Э.Т.: В элите все более индивидуально: цены на землю, затраты на проектирование, стройка. Например, наш премиальный объект на Новгородской улице, который мы начали перед самым кризисом. По нашим расчётам, рентабельность должна быть 25–30% с оборота. Замораживать его мы не собираемся, будем строить на собственные средства и продавать квартиры тогда, когда рынок восстановится. Нам выгоднее провести докапитализацию компании, привлечь еще одного инвестора, например, чем выходить с такими проектами в ноль.
"ДП": Еще месяц назад вы говорили, что собираетесь увеличивать кредиторскую задолженность компании.
Э.Т.: Теперь мы не собираемся этого делать. Сейчас занимать неправильно. Мы всегда были апологетами развития за счет прибыли, за счет увеличения капитализации. И в текущих реалиях должны в еще большей степени становиться апологетами такого подхода.
В последнее время мне все чаще задают вопрос: "Как чувствуют себя ваши западные партнеры?"
Откровенно говоря, мне все равно, как себя чувствуют сами банки. Они не давали мне денег в долг. Ни я им ничего не должен, ни они мне ничего не должны. Фонд Deutsche Bank внес деньги в капитал совместного предприятия, в рамках которого реализуется три проекта, фонд Morgan Stanley внес средства в капитал RBI.
Базовая разница между кредитом и капиталом состоит в том, что, давая кредит, вы рассчитываете на меньшую доходность, но гарантированную. Когда вы даете в капитал, вы делите риски. Фонды - квалифицированные инвесторы, у них никаких вопросов нет, они же видят, что сейчас происходит на рынке. Да, они рассчитывали на другую доходность до кризиса. Я тоже рассчитывал.
"ДП": В каком из ваших подразделений продажи упали больше - в комфорт–классе или в элите?
Э.Т.: Примерно одинаково. Люди и в массовом сегменте, и в комфорте, и в элите ведут себя похоже. Их терзает два демона. Первый - выстоит компания или нет, второй - может, будет дешевле. Этих двух мотиваций достаточно, чтобы люди резко снизили активность на рынке. На 2009 год мы делаем расчеты, исходя из сокращения объемов продаж на 50%. В 2010 году ситуация будет восстанавливаться.
Покупателю сейчас нужно выбирать застройщика очень аккуратно. Ключевым фактором является задолженность компании: её размер и сроки выплат. Если застройщику надо в декабре–феврале гасить кредит большого размера, это проблема.
"ДП": С нашими застройщиками это проблематично. В Петербурге компаний, которые публикуют свою отчетность, меньше десяти.
Э.Т.: Ну и хорошо. Разве это мало? Вот и идите в эти компании, если их бухгалтерские данные вас радует.
"ДП": Но и те компании, которые раскрывают информацию, делают это так, что ничего не понять. Распыляют данные по дочерним фирмам, в лучшем случае публикуют отчетность по РСБУ, а не по МСФО.
Э.Т.: Точно, вы все правильно сказали. Вот мы, например, разместили свою отчетность по международным стандартам на своем сайте. У нас белая прозрачная компания, в ней легко разобраться. У нас вложений в стройку больше, чем взносов. Это значит, что наши объекты чуть-чуть "перестроены", что мы собственные средства вкладываем в объекты. В ситуации, когда у компании есть капитал, но она не может купить землю по приемлемой для себе цене, этот капитал вкладывается в стройку текущих объектов, чтобы повысить их прибыльность. Деньги-то все равно надо инвестировать.
Если хотите в итоге получить квартиру, надо учиться разбираться. Покупателю сейчас можно покуражиться: прийти в компанию, запросить такой баланс, сякой баланс. Это надо делать, потому что это ваши деньги. Надо прекратить полагать, что пронесет, и бежать к тому, кто дает скидки в 15–20%. Все это мы уже проходили. Уже помогали недавно по просьбе города обездоленным дольщикам, которые хотели купить "подешевле".