До последнего момента рынок вина в России умеренно рос и достиг в 2008 году уровня потребления 8-9 литров на человека. Но "кризисные" перспективы рисуют отнюдь не радужную для отрасли картину. По разным оценкам, в следующем году напиток будут потреблять на 10-15% меньше, прежде всего из-за его высокой цены, сообщает Sostav.
Российские виноделы готовы встретить кризис во всеоружии:
недорогое вино отечественного производства уже сейчас может конкурировать с
аналогичным ценовым сегментом зарубежных марок, не хватает только имиджа,
признают эксперты.
"Пока по объемам продаж на сентябрь-октябрь мы идем с ростом
4% по отношению к прошлому году", — констатирует президент "Союза
виноградарей и виноделов России" Валерий Логинов. По его словам, к новому году
эта цифра может даже увеличиться. На этом фоне рынок дорогого вина уже заметил
сокращение продаж на 15-20%, уточняет президент консалтингового агентства
"Качалов и Коллеги" Игорь Качалов. Дешевый сегмент, напротив, пока растет,
говорит эксперт. "Здесь вода льется на нашу мельницу", - считает Валерий
Логинов.
Между тем, участники рынка отмечают тревожные для
российского вина тенденции. Уже как минимум пять инвесторов отказались от
закладки виноградников в 2009 году. "Многие компании винной отрасли сокращают
персонал на 20-50%. И основные причины: задолжность по зарплате, остатки товара
в сетях и отсутствие понимания ситуации", - говорит вице-президент "Союза
виноградарей и виноделов России" Александр Бражко.
Игорь Качалов видит проблему сегмента в отсутствии
постоянного качества, позиционирования и оформления. "Сложилась тенденция
скептического отношения к имиджу российского вина", - объясняет он. Возможно,
ситуацию удастся переломить с помощью кризиса, считают в "Союзе виноградарей и
виноделов России". Примечательно, что в 1998 году отмечался небольшой рост
потребления вина. "Важно не только приобрести аудиторию, но и сохранить ее после
кризиса, поэтому маркетинговые изменения неминуемы", - делятся представители
винной отрасли.
Сегодня в России только шесть регионов занимаются
выращиванием винограда для напитка. "Это около 60 тысяч гектаров, —
оценивает один из участников рынка. — В 80-х, не беря в расчет союзные
республики, у нас насчитывалось 170 тысяч гектаров
виноградников".