Радуйтесь, Вас могут признать банкротом

К концу этого года Минэкономразвития внесет в правительство закон о банкротстве физических лиц. Он предусматривает, в том числе, и предоставление отсрочки платежей кредиторам на срок до пяти лет.

В настоящее время ЦБ оценивает просроченные платежи по кредитам в 131,2 млрд руб. При этом, как говорят и сами банкиры и коллекторы, масса просроченных платежей продолжает увеличиваться, причем растет вдвое быстрее, чем до кризиса — на 6% в месяц.
Эксперты считают, что пик неплатежей по розничным и другим кредитам придется на первую половину будущего года – февраль-июнь. К этому можно добавить грядущие сокращения персонала, которые запланированы как минимум в трети российских предприятий.
Ранее, Минэкономразвития уже предпринимал попытку внести закон о банкротстве физлиц, однако проект закона отправили на доработку. К законопроекту возникли претензии, например по сумме с которой можно начинать банкротство физлица. Изначально она была в запланирована в размере 100 тысяч рублей, а теперь ее снизили до 50 тысяч. В данный момент проект проходит согласование с Высшим арбитражным судом (ВАС).
На днях замминистра Анна Попова сообщила что планируется повторное внесение законопроекта. Как сообщает представитель Минэкономразвития, в проекте будет пункт о возможности предоставления отсрочки гражданам сроком до пяти лет.
Рассматривать дела о банкротстве физлиц будут арбитражные суды, которые отработали эту процедуру на компаниях. При этом, гражданин может сам инициировать собственное банкротство, подав заявление в арбитраж. Это делается в том случае, если он не может погасить долги в течение полугода. Потребовать признания банкротом физлица могут также кредитор и налоговая инспекция.
Далее, все как у "больших". Суд введет процедуру наблюдения сроком на три месяца. В это время, хотя физлицо и не признают банкротом, но судебные приставы уже не смогут взыскивать с него ничего.
За время наблюдения должно быть проведено согласование по реструктуризации долгов с кредиторами. Правда, с оговоркой – реструктурировать долги можно будет только тем, у кого нет судимости и имелся постоянный легальный доход до признания его банкротом. Рассрочка по платежам может предоставляться сроком до пяти лет.
Если о реструктуризации долгов договориться не удастся или она сорвется, суд признает гражданина банкротом и назначит конкурсного управляющего.
Далее все точно также, как у юрлиц - собирание имущества в конкурсную массу, его продажа и расчеты с кредиторами. В конкурсную массу попадут все текущие доходы гражданина и его имущество. Исключение составят единственное незаложенное жилое помещение, площадь которого соответствует нормативам. Жилье большей площади будет продано, гражданину предоставят помещение по соцнормам. Гражданину также оставят деньги на жизнь, и личные вещи за исключением предметов роскоши.
Как и при "больших" банкротствах, конкурсный управляющий получит право оспаривать сделки, которые гражданин может совершить ради сокрытия имущества от взыскания.
Эксперты в данном проекте видят несколько слабых сторон. Так, возможны злоупотребления гражданами этим законом и организация ими недобросовестных банкротств. Кроме того, критикуется и то, что рассрочка по платежам может достигать пяти лет. В условиях кризиса банки могут и не выдержать такой срок, в том случае, если банкротства физлиц примут массовый характер.
Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин утверждает, что данный закон одинаково негативно восприняли и в коллекторской, и в банковской среде. По его словам, данный законопроект оставляет слишком много лазеек для злоупотреблений со стороны кредиторов. Например, когда человек скрывает свое имущество и доходы, признает себя банкротом, а потом его признают банкротом, а взять с него, якобы нечего.
"Нужно учитывать, что довольно большое количество неплатежей или просроченных платежей составят выплаты по ипотеке, а это весьма серьезные суммы", - говорит Жданухин. "И здесь потребуется введение серьезных профессиональных конкурсных управляющих, а где их только взять?", - недоумевает коллектор.
Однако он считает, что принять закон необходимо. "Если кредитор хорошо вооружен, у него есть информация о реальном имуществе и доходах должника, тому не удастся уйти от расплаты даже при помощи недобросовестного банкротства", - резюмирует Дмитрий Жданухин.