Кавани выпускает в Михайловском театре оперу Леонкавалло "Паяцы", работает над новыми фильмами и советует всем женщинам работать.
Смотреть видео:
Вашими первыми работами стали историко-документальные фильмы "История
Третьего рейха", "Эпоха Сталина", "Женщина в сопротивлении". В "Ночном портье"
вы анализируете тот же исторический срез – период третьей мировой войны. Почему
вас так волновала эта тема, и почему вы затем ушли от нее?
Я снимала эти фильмы в шестидесятые годы – это было время, когда общество
было готово узнать правду о войне. Наверное, в России было иначе, но в Италии на
протяжении послевоенных десятилетий было не принято говорить о фашизме, о
Муссолини, о том, что происходило с нашей страной и с миром в сороковые.
Либеральный дух шестидесятых разбудил спящего дракона – люди, особенно молодые,
захотели знать, что же там происходило на самом деле. Этим объясняется и мой
интерес к теме нацизма. Я многие месяцы проводила в архивах, изучала
свидетельства преступлений фашистов, документальные кадры… И для меня, и для
всей нашей съемочной группы это было огромное потрясение, мы были ошеломлены
открывшейся тогда правдой. Наверное, то же переживали и люди в Советском Союзе
во время перестройки.
Снимая фильм о Сталине, вы, наверное, тоже воспринимали СССР как
"Империю зла"?
Ничего подобного. Я не знаю, откуда взялось это выражение – империя зла,
наверное, его придумали американцы. В Италии – по крайней мере, на моей памяти,
– отношение к Советскому Союзу всегда было сочувственным и даже восторженным. Вы
должны понимать, что Коммунистическая партия Италии была очень сильна и
популярна в послевоенное время, многие передовые люди состояли в ее рядах. Мы
искренне считали, что СССР – государство, где победили и торжествуют передовые
идеи. О том, что человеку для счастья необходима не только социальная
защищенность, но и свобода, мы стали задумываться гораздо позже.
А вы знаете о том, что ваш фильм "Ночной портье" стал для многих
советских граждан воплощением того запретного духа свободы, который веял с
буржуазного Запада?
Да, я знаю, что одно время этот фильм был в большой моде. Кстати,
представление об Итальянском кино было очень своеобразным в СССР. Господин
Смирнов, который был, кажется, председателем Госкино, приезжал на различные
фестивали, чтобы закупить фильмы для советского проката. Он почти никогда не
выбирал картины Висконти, Пазолини, или мои фильмы – это всегда были комедии,
вроде «Брака по-итальянски» и тому подобного.
Кстати, в моей судьбе был один любопытный опыт. В начале девяностых меня пригласили на фестиваль "Кинотавр" в Сочи в качестве председателя жюри. Это был очень долгий фестиваль, он длился пятнадцать дней, и фильмов было очень много. Картины шли без перевода, а я не понимаю по-русски – в этом было какое-то своеобразное безумие. Мы жили на даче Сталина, в этой странной обстановке советской роскоши. Забавно вспоминать это время…
Кстати, в моей судьбе был один любопытный опыт. В начале девяностых меня пригласили на фестиваль "Кинотавр" в Сочи в качестве председателя жюри. Это был очень долгий фестиваль, он длился пятнадцать дней, и фильмов было очень много. Картины шли без перевода, а я не понимаю по-русски – в этом было какое-то своеобразное безумие. Мы жили на даче Сталина, в этой странной обстановке советской роскоши. Забавно вспоминать это время…
Финансовый кризис создал поле для нового витка популярности левых
идей. По-вашему, не будет ли это на пользу тем силам, которые ждут реванша
фашистской националистической идеологии?
К сожалению, нацистские идеи все еще остаются привлекательными для людей,
которые не понимают их сути. Фашизм – это манипулистская идеология, и ей умело
пользуются некоторые радикальные политики, которые стремятся загребать жар
чужими руками. В Европе, думаю, и в России есть определенный слой растерянных,
оболваненных молодых людей, которые готовы стать жертвами очередного вождя.
Невежество и бедность – вот почва, на которой растут эти семена.
Вам трудно доказывать свою творческую и человеческую состоятельность в «мужском» мире кинематографа?
Не могу сказать, что это имело для меня значение. Хотя, нужно признать,
Италия все еще остается в этом смысле достаточно консервативной страной. У нас
сильны для идеологических института – коммунистическая партия и католическая
церковь. И в коммунистической, и в клерикальной идеологии женщина представляется
существом второго сорта, неким придатком мужчины. Но я не слишком ярая защитница
феминистских идей. Я считаю, что женщина должна работать наравне с мужчиной и на
деле, а не на словах доказывать свои права. Если хотите рожать и воспитывать
детей – пожалуйста, это тоже очень важно. Но работать нужно обязательно, это
главное в жизни.
Как раз сейчас я работаю над сценарием нового фильма – он будет о проституции
и проститутках. Эта проблема очень остро стоит сегодня в обществе, и у нее две
стороны. Проституция отвратительна не только тем, что разрушает личность тех,
кто в нее вовлечен. Это не менее разрушительно и для потребителей "живого
товара" - мужчин, которые считают себя достойными членами общества, имеют семьи,
и вместе с тем поддерживают этот грязный бизнес.
Но в ваших фильмах порок кажется таким притягательным…
Демонстрация обаяния порока никогда не была для меня целью. Мне хотелось
показать, как порок разрушает человека, делая его своим
рабом.